Записки психиатра
Aug. 6th, 2012 08:58 am*
Я обещал дополнить свой пост о психолого-психиатрической экспертизе участниц панк-группы "Пусси-райот" после того, как ознакомлюсь с полным текстом заключений экспертов. На сегодняшний день я знаком с обвинительными заключениями на подсудимых, где полностью приводится "постановляющая" (заключительная) часть актов комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Разумеется, мне бы хотелось прочесть полный текст заключений. Но это вряд ли будет возможно. Маемо що маемо, як кажуть у нас.
*
В моих заметках по поводу экспертных заключений не было и нет ни слова о репрессивной психиатрии. Суть этого понятия состоит в том, что диссидентам, не страдавшим психическими заболеваниями, злонамеренно (а иногда и по простодушной убежденности экспертов) ставился диагноз шизофрении с целью избежать открытого судебного процесса и отправить их в психиатрическую больницу специального типа, где режим еще страшнее тюремного. То есть ко всем мерам безопасности присоединялось лечение нейролептиками и приятное соседство реальных душевнобольных, совершивших реальные тяжкие преступления.
*
Лично я добавляю к этому определению еще и случаи, когда заведомо больным людям, совершившим особо тяжкие преступления, диагноз НЕ ставился. Целью было - признать их вменяемыми и "вывести в расход", чтобы не вводить в расходы по их бесконечному содержанию в больнице государство.
*
В случае с "Пусси-райот" - подсудимые признаны вменяемыми. Никакие репрессивные психиатрические меры им не угрожают. Мои замечания касаются двух тревожащих меня моментов:
1. Готовность экспертов признать любые формы экстравагантного, отклоняющегося поведения признаками "личностного расстройства".
2. Специфический лексикон экспертных заключений, весьма напоминающий мне стиль экспертных заключений худших времен. Меня вообще поражает, что канцелярский стиль советских времен пережил СССР и встречается у совсем молодых людей, практически не видевших советского строя и не читавших передовиц "Правды".
*
Особый момент - неумение экспертов на самом высоком уровне (!) формулировать свои мысли так, чтобы не показаться смешными. Кто мешал бы им написать: "об этом (наличии личностного расстройства) свидетельствует склонность испытуемой к демонстративному, провокативному поведению,с эксгибиционистскими эпизодами, неспособность к прогнозированию последствий своих поступков, неустойчивость и чрезмерность эмоциональных реакций,.... и далее.
Впрочем, я весьма далек от того, чтобы давать кому-то из своих коллег советы. Пусть и они имеют то, что имеют.
*
Вот, пожалуй, и все.
Я обещал дополнить свой пост о психолого-психиатрической экспертизе участниц панк-группы "Пусси-райот" после того, как ознакомлюсь с полным текстом заключений экспертов. На сегодняшний день я знаком с обвинительными заключениями на подсудимых, где полностью приводится "постановляющая" (заключительная) часть актов комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Разумеется, мне бы хотелось прочесть полный текст заключений. Но это вряд ли будет возможно. Маемо що маемо, як кажуть у нас.
*
В моих заметках по поводу экспертных заключений не было и нет ни слова о репрессивной психиатрии. Суть этого понятия состоит в том, что диссидентам, не страдавшим психическими заболеваниями, злонамеренно (а иногда и по простодушной убежденности экспертов) ставился диагноз шизофрении с целью избежать открытого судебного процесса и отправить их в психиатрическую больницу специального типа, где режим еще страшнее тюремного. То есть ко всем мерам безопасности присоединялось лечение нейролептиками и приятное соседство реальных душевнобольных, совершивших реальные тяжкие преступления.
*
Лично я добавляю к этому определению еще и случаи, когда заведомо больным людям, совершившим особо тяжкие преступления, диагноз НЕ ставился. Целью было - признать их вменяемыми и "вывести в расход", чтобы не вводить в расходы по их бесконечному содержанию в больнице государство.
*
В случае с "Пусси-райот" - подсудимые признаны вменяемыми. Никакие репрессивные психиатрические меры им не угрожают. Мои замечания касаются двух тревожащих меня моментов:
1. Готовность экспертов признать любые формы экстравагантного, отклоняющегося поведения признаками "личностного расстройства".
2. Специфический лексикон экспертных заключений, весьма напоминающий мне стиль экспертных заключений худших времен. Меня вообще поражает, что канцелярский стиль советских времен пережил СССР и встречается у совсем молодых людей, практически не видевших советского строя и не читавших передовиц "Правды".
*
Особый момент - неумение экспертов на самом высоком уровне (!) формулировать свои мысли так, чтобы не показаться смешными. Кто мешал бы им написать: "об этом (наличии личностного расстройства) свидетельствует склонность испытуемой к демонстративному, провокативному поведению,с эксгибиционистскими эпизодами, неспособность к прогнозированию последствий своих поступков, неустойчивость и чрезмерность эмоциональных реакций,.... и далее.
Впрочем, я весьма далек от того, чтобы давать кому-то из своих коллег советы. Пусть и они имеют то, что имеют.
*
Вот, пожалуй, и все.

no subject
Date: 2012-08-06 06:26 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 06:28 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 07:02 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 07:58 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 09:07 am (UTC)- Садитесь
- Спасибо
- Пожалуйста
- Не умничай
- Да пошел ты ...
))))))))
no subject
Date: 2012-08-06 06:35 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 06:39 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 12:02 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 02:29 pm (UTC)Презумпция личностного расстройства любого человека с активной жизненной позицией - вот что нам пытаются втюхать. Что мать Тереза, что убежденный мафиози - диагноз этих экспертов будет один и тот же.
no subject
Date: 2012-08-06 03:05 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-07 04:31 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 11:55 am (UTC)Так вот, думаю, рассуждать о нюансах причин и последствий можно только в двух случаях: 1)если девушки на свободе; 2) если тот, кто "рассуждает", сам в тюрьме. Пока же этого нет, можно говорить только об одном: о жестокой и бессудной расправе, творимой на наших глазах. Совершаемой с уверенностью, что уж этот народ, быдло, "невежда в законе", все сожрет: одни утрутся и скорбно повздыхают, а другие восторженно взревут и грянут овациями палачам.
no subject
Date: 2012-08-14 12:03 pm (UTC)Мне очень приятно, что представитель церкви, если Ваш юзернейм не шутка, на стороне узников совести. В любом случае их следовало бы немедленно освободить и принести извинения от Патриарха и суда за длительное заключение во время следствия.
В своём комментарии я пишу, что эта ситуации ловко обращена на пользу действующей в России власти. С этим трудно спорить, когда знаешь, что тем временем тихо светит немалый срок Навальному - ровно по сценарию Ходорковского. Но все говорят только про ПР.
Это классический путинский стиль дзюдо, когда толпе бросается что-то из того, что привлекло её внимание. А тем временем спокойно обтяпываются гораздо более крупные дела. Бросаешь собаке кошку и не торопясь грабишь дом.
Неужели Вы этого не заметили?
no subject
Date: 2012-08-14 12:28 pm (UTC)К сожалению, я не знаю этого даже для себя...
Со всем остальным вполне согласен; разве что из-за "бугра" многое не разглядишь.
ПС. Да,я действительно священнослужитель. УПЦ(МП). Это не прикол :). И единомышленников среди православных в этом вопросе совсем не мало (наберите в ГУГЛе, например, обращение о.Вячеслава Винника; старейший клирик Москвы).
Кстати, как мой юзернейм shpol говорит о моем сане? Об этом подробно написано в профиле, но юзернейм? (просто любопытно, м.б. я что-то тут не понимаю)
Простите еще раз за резкость тона первого коммента.
no subject
Date: 2012-08-14 01:18 pm (UTC)А вот ещё священник, очень хорошо и очень правильно выразивший адекватную православную позицию по этому суду http://adelgeim.livejournal.com/profile
Ваш сан видно в почте:
"Пользователь иерей Михаил (shpol) ответил(а) на комментарий, " Как было не спросить? Самоназванных кого угодно в сети полно.
Рад знакомству. Френдить меня не обязательно, вежливости в этом никакой не вижу. Для меня это просто лента для чтения. Захотел читать добавил, нет времени - убрал. Но я, видимо, буду к Вам в журнал заглядывать.
Теперь по вопросам:
Православная оппозиция. Это православные, но политическая оппозиция действующего правителя. Многие мои знакомые, которые выступали против фальсифицированных выборов, очень огорчены критикой Патриарха МП РПЦ и выражениями типа "ПГМ". Они резко остыли, когда об этом стали говорить. Так что я рядах оппозиции действительно случился раскол по линии разделяющих выражение "Православие Головного Мозга" и православных. Да, выражение оскорбительное. При этом порой его используют и православные, считающие это ПГМ критерием, отличающим Православие от этого фараса и пародии. Но это всегда сложный вопрос. Церковных расколов и без Кирилла достаточно.
Кирилл многих настроил не только себя, но и против всей своей церкви вообще. Увы. И против всего православия и любого христианства вообще. Не знаю, этого ли он хотел.
Путину на руку процесс, который отводит удар от него. Возможно, что Кирилл выполняет совершенно конкретное задание, отвлекая оппозицию на себя. Прикрыл амбразуру. Смерть разведчика. Молодец. Понятно, что любом случае он не погибнет за царя и отечество, а получит за свой "подвиг" ещё немало денег.
Что будем делать мы, когда девушек осудят? А что мы делали, когда осудили Ходорковского? А что мы делали, когда православные погромщики-экстремисты разгромили выставку "Осторожно, Религия!"? Не делали ничего.
Ну, видимо, предполагается, что и не будем ничего делать. Если же будем, то и этот вариант для Путина вполне удобен.
Возможно, мы будем бороться за освобождение рок-н-ролл узниц. Но не за честные выборы или против Путина лично.
Кстати, это уникальный случай в истории рока. Никогда ещё не сажали никого из рокеров за песню. Сажали за что угодно, но не за песню. Это удивительный и тревожный прецедент.
Если же их не посадят, торжествовать тоже не так много поводов. Они уже отсидели столько и в таких условиях, что не дай Бог никому. Не знаю, что мы будем делать и что мы можем делать. Ходорковский уже сколько лет сидит? И скоро следом за ним отправится Навальный. Того гляди, и Ксюша Собчак тоже. На раз и без проблем.
Церковь на фоне этой истории, конечно, переживает момент истины. И надо немало молиться, чтобы этот момент не был катастрофой.
По моему мнению - наша МП РПЦ безнадёжна.
no subject
Date: 2012-08-16 10:04 am (UTC)О Павел Адельгейм мой давний заочный и очный друг; он вообще уникален в нашей среде. Но это особый разговор.
По теме. Я, конечно, понимаю и разделяю Ваши мысли о противостоянии режиму. Но есть для меня и нюансы. Во-первых, имхо, сам резонанс дела Пусей уже есть очень положительное явление; думаю, в истории с девчонками были задеты многие те, кто раньше сторонился политической проблематики. И, в первую очередь, да, православные, Многие члены РПЦ (что важно, в первую очередь люди мыслящие и, в этом смысле, представляющие «эталонный» слой) наконец перевалили грань слепоты, и поняли, что «новая одежда короля» есть объективная реальность. С этого начинается крушение монолита (процесс идет давно, что очень отражается в ЖЖ, но именно сейчас становится обвалом). А ведь именно благодаря своей монолитности МП могла быть полезна власти как идеологический костяк.
Я вовсе не жалею о «безнадежности МП». Это структура изжила себя, что происходило этапами, последние из которых провал «возрождения», а до него - сергинаство, но началось очень давно, и вектор чего уже во времена Иосифа Волоцкого стал очевиден. Но в том то и дело, что я (как и множество верующих христиан) уже не отождествляют структуры МП и Церковью Христа, которая, действительно, неподвластна этим изворотам. «Се, оставляется дом ваш пуст». Но Христос с нами «до скончания века».
Простите за пафосность.
В отношении же гражданского общества, имхо, причина неудач (как я то вижу на опыте вдохновенной оранжевой революции) – отсутствие то ли убедительных и отвечающих высоким критериям лидеров, то ли неспособность народа увидеть их и оценить. Тем не менее, процесс, хотя и не быстрый, но он, верю, идет. Хотя, как мне кажется, грань необратимости не перейдена…
Простите за сумбур мыслей.
С уважением, М
no subject
Date: 2012-08-16 10:47 am (UTC)Нам некуда спешить, пишем, когда получится и когда удобно, всё хорошо.
Да, с определением положительного аспекта в кризисе МП -- тоже согласен. Печально, но именно так. Развитие тут возможно только через кризис.
Или Бог просто посатавит МП в крайне неудобную для замалчивания ситуацию, когда невозможно будет отвернуться от зеркала -- или "сожжёт этот дом". Тогда невозможно будет ничего не заметить. Конечно, ХХС -- первый кандидат на "разрушение Храма" нашего времени.
Интересно, что несмотря на разговоры об осквернении ХХСС их выступлением, его не освящали заново, как это было сделано несколько лет назад после того, как Папа Римский зашёл в православный храм. Это показательно. Или осквернения не было, или осквернять было уже нечего. Всё было осквернено до них.
Конечно, к Христу этот ХХС не имеет никакого отношения. Это всё очевиднее даже для паствы Кирилла.
Спасибо ещё раз. Никакого сумбура мыслей не вижу, всё очень ясно.
Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 06:47 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 06:56 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 07:04 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 07:59 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 08:27 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 08:49 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-06 10:22 am (UTC)с удовольствием бы почитал
Re: Черный юмор
Date: 2012-08-07 04:33 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-08 10:05 am (UTC)Re: Черный юмор
Date: 2012-08-08 10:07 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 07:09 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 07:59 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 08:01 am (UTC)Не случайно даже и прокурор уже объяснял дословные совпадения в целых абзацах показаний свидетелей обвинения (включая грамматические ошибки), ленью следователей. :))
Вот и эти экспертизы такая же профанация как и весь процесс.
no subject
Date: 2012-08-06 08:50 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 09:09 am (UTC)По одной этой детали можно догадаться, что происходит в рядовых процессах "власть vs гражданин"
no subject
Date: 2012-08-07 04:34 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 08:51 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 01:44 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-07 04:35 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 11:04 am (UTC)Как будто НЕНОРМАЛЬНОСТЬ участниц может оправдать непропорциональность наказания...
Ответить
no subject
Date: 2012-08-07 04:35 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-06 11:51 am (UTC)А вот это то, что меня поражало всегда. То, что это никогда не беспокоило власти.
Ну можно понять экспертов. Одним, допустим, всё равно, что приходится писать противное здравому смыслу. Главное, чтобы начальник был доволен. Может, начальнику, в простодушии и безграмотности, такое и нужно, чтобы - ууух! Чтобы по врагам народа - да убойным крупнокалиберным экспертным заключением. А иные эксперты может и сами такие же простодушные и безграмотные, и написать заключения злонамеренно ложного, но сложенного виртуозно и красиво - не умеют.
Но почему это никогда не беспокоило людей в верхах? Ну хотя бы по заведомо резонансным, гласным делам могли бы уж подгонять людей более вменяемых. Мне вот приходит на ум сравнение с юристами США. Там ведь докажут что бог есть дьявол и наоборот, да так виртуозно, грамотно, артистично и профессионально, что и сам поверишь, и будешь ещё убеждён, что доказывающий тоже искренне верит.
А ведь есть такие "специалисты" (не знаю даже, нужны ли тут кавычки) и у нас. Почему их не подключают? Плевать, что люди подумают? Любого размера негатив считается менее важным, чем нежелание ссорится с "местными", в чьё ведомство дело попало? Или бесконечные пары умных, но угождающих безграмотных (про которых известно, что "услужливый дурак хуже врага" - вот и очередной пример), и просто безграмотных - эти пары тянутся снизу до верху?
Или синдром временщиков? Не создавать себе проблем сиюминутных, здесь и сейчас, а что будет через несколько лет, когда народ совсем одуреет от наглой бредовости таких заключений - что экспертных, что обвинительных - на это плевать? Будет плохо - стану из коммуниста демократом, из либерала - слугой диктатора? Или уеду за границу, к своему счёту и вилле?..
no subject
Date: 2012-08-07 04:36 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 11:56 am (UTC)