borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Иногда политические события являют собой прекрасную метафору для описания психологических процессов. Распад Империи приводит номинально к появлению независимых государств. Но на поверку - зависимость сохраняется и воспринимается еще болезненнее, чем ранее, ибо закон уже не подкрепляет ее. Формально - делай все, что хочешь. Ты независим. Но Империя еще продолжает жить в каждой из отделившихся провинций, силы притяжения и отталкивания постоянно раздирают молодую страну.
*
С отвращением люди осознают, что в их новой стране царят старые порядки. Они ощущают власть метрополии - иногда почти как бред внешнего воздействия и преследования. Всюду - рука Москвы. Опять-таки - делимитация границ. Мелкие конфликты, крупные, нерешенные проблемы, болезненные горячие точки с периодическими вспышками насилия. Важнейшая тенденция - атака на прошлое во имя будущего. История переписывается на каждом шагу. Что-то вытесняется. Что-то всплывает из темных глубин. Что-то просто додумывается. Фантазии и факты образуют нерасторжимую смесь. Оправданием служит то, что и прежняя модель прошлого была мифологичной.

*
Нечто похожее происходит между родителями и детьми. Границы все равно остаются размытыми. Стремление к независимости у подростков приступообразно - от вспышек гнева до слез примирения. Повторение родительских моделей поведения иногда просто пугающе. Создается впечатление, что никакой свободы выбора у нас просто не существует и Судьба, Ананке, ведет нас по строго определенной дороге, как мама за ручку в детский сад.
*
Чаще всего рука судьбы - это рука матери.

Date: 2012-09-07 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
Я думаю, что такой фрактальный подход (все большое повторяет малое, из которого оно состоит) очень продуктивен. Действительно, было бы очень эффективно вспоминать о собственном поведении в семье, когда критикуешь правительство. Тогда бы, при честном подходе, и выяснилось, какую свою Тень ты проецируешь на власть

Date: 2012-09-07 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И какую Тень власть бросает на тебя...

Date: 2012-09-07 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] postal2.livejournal.com
для описания политических процессов - может "психических"?

Повторение рогдительских моделей поведения иногда просто пугающе.
я когда-то сформулировал так: человек обречён повторить судьбу своих родителей, если только не осознает этот самый факт,- тогда у него появляется шанс что-то изменить.
(deleted comment)

Re: ППКС

Date: 2012-09-07 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
именно тот, кто достаточно крепок, не повторяет, а наоборот - хотя слишком уж наоборот тоже не всегда хорошо... Независимость характера бывает только у воспитанных без тирании и с разумно умеренной вольностью...

Date: 2012-09-07 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] 2-red-cat-2.livejournal.com
Мне кажется, что он однозначно обречён. Я вот вполне осознаю, но получается, что меня тупо несёт в эту сторону однозначно, Либо я делаю усилие - и меня несёт ровно в противоположную. Вырулить на середину никак не получается.
На каком-то тренинге я спросила психолога, что же делать. Мне ответили, что роль матери в психологии трагична. Именно такими словами. Ибо будешь воспитывать ребёнка по-одному - будут одним комплексы, будешь воспитывать по-иному - будут иные комплексы. Но комплексы будут однозначно, и мать однозначно будет виновата. Так что я уже теперь пытаюсь вытащить из дочери все её претензии. По крайней мере она на меня не очень злится.

Date: 2012-09-08 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это опечатка, уже выправил. Вы правы, осознание дает человеку шанс, но и осознав человек не всегда может изменить стереотипы поведения.

Date: 2012-09-07 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Я вот не понимаю. С одной стороны - культ матери, матерь - это святое, а с другой стороны - почти в каждой семье изломанные судьбы из-за этой самой матери.

Знакомая, детский психолог, рассказывает - столько матерей ненавидят своих детей, и даже не осознают это. а в ответ дети ужасно себя ведут, не понимая, но чувствуя эту нелюбовь.

Прямо какой-то всемирный обман - эта материнская любовь!
Что же делать?

Date: 2012-09-07 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
А я знаю уже несколько случаев, когда взрослая дочь со своими проблемами начинает ходить к аналитику - и начинает ненавидеть свою мать. Понятно - почему. Одной моей подруге дочь так и говорит "ненавижу тебя". Видимо детям надо тоже постараться понять, что они тоже будут в такой ситуации, и, вообще увидеть, что называется, дальше собственного носа. Но увы, не все умеют.

Date: 2012-09-07 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Тут что ни делай, дочь с матерью ВСЕГДА будут на ножах, за исключением гласного или негласного договора между ними - против кого-то из родни.

Date: 2012-09-07 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lanuar.livejournal.com
Как же можно воспитать человека без слова "надо"? А надо почти всегда не приятно, к сожалению. И родители занимаются воспитанием, принуждением. Становление границ сопровождается неприятными переживаниями, возникают комплексы, увы. Можно,конечно, как в Англии: с детства на воспитание в интернат, но опять-таки, ведь мамы отправляют деток из дома, "жестокие".((

Date: 2012-09-07 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
А ничего не надо.

Человеку надо только одно - быть счастливым.

Я знаю родителей, которых дети ненавидели за то, что те им все позволяли, и дети наделали страшных ошибок.

Date: 2012-09-08 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, ненависть к матери - частое "осложнение" психотерапии. А если эта ненависть отыгрывается в реальных отношщениях, то кавычки следует убрать.

Date: 2012-09-10 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] lhfrjy76.livejournal.com
Но ведь эта ненависть не только что родилась. Она на самом деле всегда жила в человеке. И психотерапия только позволяет ее вытащить на свет божий, прожить и расстаться с ней уже окончательно. Или жить с ней - но осознанно контролируя это чувство.
По-моему, лучше честная ненависть к собственной матери, чем неосознанное выливание её на своих детей, как делала моя родительница (или это месть за её несчастное детство, мне лично причины не важны)

Date: 2012-09-07 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Борис, простите, а можно я ещё раз стишком на тему поделюсь?)
http://gomazkov.livejournal.com/42294.html

Date: 2012-09-08 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конечно. Сейчас прочту.

Date: 2012-09-07 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] lord-caldlow.livejournal.com
Очень интересное и, думаю, довольное правильное размышление над психологическими мотивами населения. Жаль, что все эти страны всё равно обречены на метрополию. Можно лишь её выбрать, и то не всегда и точно - не без последствий. Что бы ни было выбрано.

Date: 2012-09-08 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Скорее всего, так оно и есть.

Date: 2012-09-08 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
А девичья фамилия Ананке -- естественный отбор "успешных" образцов.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 07:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios