borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Когда-то выдающийся русский психопатолог, работавший в Одессе, Евгений Шевалев, написал небольшую статью "О сопротивлении психозу". Главная мысль этой статьи была весьма проста. Клиническая картина тяжелого психического расстройства (речь шла преимущественно о шизофрении, схизофрении, как писали тогда) зависит не только от болезни, но и от человека. который заболел - от его личности, от его убеждений, от его способности противопоставить разрушительной болезни здоровые ресурсы психики. То есть - от способности человека к сопротивлению.
*
История богата примерами, когда психически больной человек годами держался, продолжая свою работу и внешне не проявляя (или почти не проявляя) признаков психического расстройства. Гарри Сэлливэн, перенесший в детстве шизофренический приступ, внес огромный вклад в психиатрию и психоанализ, особенно - в области психотерапии психозов. За сто лет до того Виктор Хрисанфович Кандинский, психиатр описавший псевдогаллюцинации и знаменитый "синдром психического автоматизма", названный впоследствии его именем. описывал психопатологические явления на основании собственного опыта. Он страдал шизофренией, но мужественно сопротивлялся болезни в течение многих лет. В конце концов болезнь одолела его - он покончил с собой.
*
Церковь, сурово осуждающая грех самоубийства, делает исключение для тех, кто "изумлен бысть, сиречь вне ума своего".

*
Мне приходилось несколько раз наблюдать пациентов, сохранявших способность к сопротивлению психическому расстройству. Двое таких больных дожили до восьмого десятка, ни разу не побывав в больнице и не посетив официального психиатра. Всех пациентов, успешно сопротивляющихся психозу, которых я наблюдал объединяло две общих черты. Они были интеллектуалами. И они были воцерковленными христианами.

*
Вспомнил я об этом, когда прочитал краткое письмо своего друга-антиклерикала, который удивлялся, как я, психиатр, профессионал, не вижу очевидного - все верующие - безумцы, мои пациенты. Мой друг, человек, кстати известный и - совсем не молодой, не одинок в своих воззрениях. Фрейд называл религию "общечеловеческим неврозом навязчивости".
Поскольку опий - наркотик, а опиомания входит в список психических заболеваний, сюда же следует отнести и известное высказывание Маркса об опиуме для народа.
*
Религия отвечает на это первой строкой 13 псалма - "рече безумец в сердце своем - несть Бог".
*
Я знаю многих врачей, который узнав, что человек ходит в церковь, радостно крутят пальцем у виска. Духовники отвечают психиатрам тем, что "не благословляют" заведомо больных посещать врача и принимать медикаменты.
*
Правда то, что среди прихожан есть психически больные. Вероятно, процент их даже выше, чем в общей популяции. Не всегда, но часто, они обращают внимание на себя эксцентричным поведением в храме. И это не удивительно. Религия не нейролептик, не транквилизатор, не антидепрессант. Чудо исцеления не каждый день посылается в каждый храм. Но бывает так, что развивающиеся симптомы, верующий человек трактует, как испытания, посланные ему свыше, которые следует переносить стойко и смиренно. И что важно - держать все это в тайне, открываясь только самым близким.
*
В качестве такого близкого человека я и узнавал от них о переживаниях. которые как специалист. не мог не отнести к болезненным. Но пациенты называли эти симптомы "искушениями", "нападениями", "прелогами". Вербальные (слуховые) галлюцинации они понимали как бесовские голоса, которым следовало противостоять до последнего: не подчиняться! Не следовать за ними мысленно!
*
Моим знакомым это удавалось. Да, у них были бредовые идеи. Были навязчивости. На высоте этих переживаний иногда они выдавали себя. Возвращаясь на самолете из зарубежной поездки, один пациент не выдержав напора "голосов" встал, попросил у всех прощения и заявил, что он - Иуда, предавший Христа. Что интересно: заявление пациента не произвело на пассажиров особого впечатления... Пациент благополучно прилетел в Одессу. Он вернулся к работе. Прошло около десяти лет, прежде чем его личность поддалась психическому расстройству и он поступил в стационар.
*
Не врагом твоим тайну повем, не лобзание же Ти дам, яко Иуда...
*
Пациент понял, что не выдерживает этого обетования, зачитываемого перед каждым причащением. Совершенные им проступки он расценил как непростительные. И отождествил себя с апостолом, предавшим Христа...
*
А те двое, о которых я вспоминал в начале - выстояли. Болезнь повредила их психику, но оставила неприкосновенной душу в религиозном смысле этого слова. А имеет ли это слово иной смысл?

Date: 2012-04-06 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Невероятно интересно...

Date: 2012-04-06 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо! Хаг песах самеах!
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-07 07:48 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-06 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com
Особенно удивительны юродивые.
*"Спецназ в спецназе" (так в фильме об Алипии из Голосеевской пустыни говорил один священник).

Date: 2012-04-06 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Никогда не встречал на своем пути. А жаль...

(no subject)

From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaplja.livejournal.com - Date: 2012-04-06 11:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-07 07:50 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-06 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com
Итак, судя по приведенной цитате из службы, религия отождествляет любого грешника с Иудой. Не подогрели ли эти идеи бред больного, который реально счел себя Иудой?
Как я понимаю, одна из религиозных идей -- космическое значение каждого шага. Я выпил в пост кофе с молоком, повысил голос на кошку или лег спать без вечернего правила (или вместо вечернего правила сходил на порносайт) -- я оскорбил самого Христа и даже вновь распял его. Не есть ли это бред особого значения (не убеждена, что правильно употребляю термин)? Не потому ли религия привлекает душевнобольных?
Но если кому-то из них она еще и помогает держать свои симптомы в социально приемлемых рамках, то это прекрасно.

Date: 2012-04-06 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com
Где-то Вы правы - моя красивейшая сестра загнала себя в такой угол (и ей в этом помогла - отвела как-то в церковь. Теперича она себя активно смиряет, не смиряясь на самом деле).
Не знаю, как поступать:
- Или оберегать как болящую;
- Или бросить на произвол.
Оба варианта будут бередить мою душу. Второй вариант, в прочем, ещё хуже - значит абстрагироваться и заковать сердце в мрамор - самый не христианский.((((

Date: 2012-04-06 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы совершенно неверно поняли отрывок из молитвы к Святому Причащению. "Не расскажу тайну твоим врагам, не поцелую тебя, подобно Иуде, но как разбойник исповедую Тебя: Помяни меня, Господи, когда придешь во царствии Твоем." То есть верующий отождествляет себя с раскаявшимся разбойником. Похоже, что и пример "кофе с молоком" неудачен. Есть, вероятно, батюшки, приравнивающие малейшее отступление от канона к соучастию в распятии Христа. Но такой подход для обычного верующего совершенно нетипичен. Правда, что Православие педалирует ощущение греховности. Вспоминаю неуклюжего "большого" американца, перешедшего в Православие из Епископальной церкви. Он говорил, что Православие помогает ему лучше почувствовать свою греховную природу.

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-04-06 07:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-06 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] marko-de-osad.livejournal.com
Если вера,совесть, любовь, сопереживание... и религия различимы то да.
Благо_дарю за откровения, глубокий опыт.

Date: 2012-04-06 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2012-04-06 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
(задумчиво) А что бы Вы сказали, если бы сокращённый вариант этой записи я взяла на дайджест?

Date: 2012-04-07 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
нет возражений.

Date: 2012-04-06 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] werhamster.livejournal.com
А я бы вот о чём хотела спросить в связи с шизофренией и религией.
Меня в молодости жизнь свела с одним мальчиком, бурятом, чудесным, умным, уравновешенным и социализированным - короче, приятная уху и глазу норма. Но он был из рода лам, и у него как-то в разговоре проскользнули всякие мистические опыты там, у себя, в Бурятии. Не помню сейчас подробностей, но это настолько не вязалось с нормальным человеком, что я пристала к отцу, психиатру, с расспросами - мол, как же? либо у него видения, либо он психически здоров, а тут вроде как и то, и другое. И отец ответил, что состояния сознания, связанные с религиозными практиками, психиатрия не рассматривает, это вообще отдельная история, и вполне может быть человек религиозен, нормален, и при этом иметь видения, если его религия их предусматривает, как в случае с этим бурятом.

Отбалтывался от меня? Или действительно, медицина разграничивает состояния сознания болезненные - и "культурно обусловленные"?
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-06 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] werhamster.livejournal.com - Date: 2012-04-06 08:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-07 07:52 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-04-06 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
пишу известную мне правду.
(deleted comment)

Date: 2012-04-06 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ученый, изучающий общую психопатологию.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-07 07:52 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-06 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] potok-mislei.livejournal.com
Психически больные люди жили тысячи лет, никому не мешали, им никто не пытался нанести добра. Но потому появились психиатры...

Движущей силой психиатров и психологов можно считать желание не потерять источник дохода, на который столько лет учились и для получения которого читали целую кучу книжного мусора.

Date: 2012-04-06 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] orlandina77.livejournal.com
а у кардиологов, окулистов, стоматологов - такие же мотивы?))

(no subject)

From: [identity profile] potok-mislei.livejournal.com - Date: 2012-04-06 09:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-07 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] potok-mislei.livejournal.com - Date: 2012-04-07 08:11 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-06 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] orlandina77.livejournal.com
Никогда наверное не вспомню автора и название книги где женщина делиться своим опытом борьбы с шизофренией, ей не религия помогла, а понимание ситуаций, влияющих на обострение болезни. и еще на эту тему фильм есть - "Игры разума". под впечатлением этих произведений я спрашивала у знакомого психиатра (потрясающая женщина, более 50 лет стажа) она сказала что сильно сомневается и ничего подобного в практике не встречалось.

Date: 2012-04-07 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Подобные случаи редки, но очень впечатляющие.
(deleted comment)

Date: 2012-04-07 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Понимаю. И не рассчитываю на понимание.

Date: 2012-04-07 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] nandzed.livejournal.com
Самоуверенность психиаторов не изумляет. ОДнако никто из них до сих пор не смог ни определить собственно психическое и уж, тем более, до сих пор не узнал, где оно находится (я не буду разворачивать известный медицинский баян про вскрытие).

Имел возможность общаться с психиатрами в самых разных видах (вплоть до ваджрных братьев в буддийских общинах) - более замкнутых для истины и подлых (по отношению к своим пациентам) "тварей Божиих" трудно придумать. Разве что работники спецслужб и полицейского аппарата.

Date: 2012-04-07 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как и любая генерализация ваши слова несправедливы и неверны.Мы - люди разные.

(no subject)

From: [identity profile] nandzed.livejournal.com - Date: 2012-04-08 12:45 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-04-07 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Повесть читал, совсем недавно.

Date: 2012-04-07 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] li-bao.livejournal.com
Спаси Вас Господи! И - с праздниками. Благовещение и Лазарева суббота в один день, обещание чуда, чудо тайное и явное.

Date: 2012-04-07 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И Вас спаси Господи, и всякого человека, приходящего в мир.
Будем радоваться - ничего другого не остается.

Date: 2012-04-07 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] dfs-odessa.livejournal.com
Большое человеческое спасибо, за историю и опыт.

Date: 2012-04-08 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, что читаете.

Date: 2012-04-07 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mikhail757.livejournal.com
спасибо Вам. очень интересно. храни Вас Господь!

Date: 2012-04-08 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо! И Вам Божьей помощи
Edited Date: 2012-04-08 04:59 am (UTC)

Date: 2012-04-08 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
...наверное, Вы правы...как правило, психически больные испытывают сильный страх...что, как ни вера в бога может помочь им преодолеть его.
страшно только, если это такая стадия,когда фанатизм. А священники всегда говорят(и на всё подряд)- мало веры в тебе...кто, как ни психически больные люди способны верить без всяческих границ?
поэтому на церкви особая ответственность за таких людей, я думаю.Она как может помочь, так и наоборот.

Я вот люблю храмы, когда там никого нет.) Чисто эстетически люблю. Душа отдыхает.
Не знаю, душа для меня не религиозное понятие...это просто моё внутреннее я...в бога я перестала верить...
смотрю на природу и думаю: она не врёт...она не воюет сама с собой...и никакой бог ей не нужен. А мы, люди?
Кого мы всё время хотим победить? с кем воюем? зачем? кого обманываем? - себя ведь, себя...
спорить, что бога нет, конечно, не стану...бездоказательно и "да", и "нет".Важно ведь, как хочу(и ради чего) прожить, и как мне удастся это сделать, а совасем не рай или ад после смерти.

Date: 2012-04-08 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Что значит - Бог не нужен природе? И что природа без Бога?

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-04-08 06:29 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-10 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] scholar-vit.livejournal.com
известное высказывание Маркса об опиуме для народа.

Извините за придирку, но у Маркса этого высказывания нет. О религии, как опиуме ДЛЯ народа говорил Остап Бендер. Маркс говорил, что религия - опиум народа. То есть не навязанный извне наркотик, а нечто свое. Мне кажется, что это существенное различие.

Date: 2012-04-18 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] m-mmajor.livejournal.com
можно опубликовать вот здесь http://www.crimeacatholic.info/
для меня это очень важно.

Date: 2012-05-02 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Спасибо. Мне это важно, очень!

Date: 2012-05-02 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спасибо Вам!

(no subject)

From: [identity profile] resonata.livejournal.com - Date: 2012-05-02 08:29 pm (UTC) - Expand

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 28th, 2025 04:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios