borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Я еще застал профессора Э. - когда я начал работать над диссертацией, отец решил представить меня знаменитому психологу, специалисту по восприятию времени, с которым когда-то работал мой дед. Э. было тогда за восемьдесят.
Деликатность ситуации заключалась как раз в том, что Э. был ярым противником психологических тестов. А моя работа включала тестирование.
*
В то время, о котором я говорю (конец семидесятых) в литературе еще активно обсуждался вопрос о праве психологии на существование. Целый ряд психологов старой школы считали, что вне физиологии психологии нет и быть не может. Как по мне такая точка зрения куда радикальнее чем фрейдизм.
*
Читал в то время статью в журнале имени Корсакова (фамилии автора не помню сейчас) в которой с позиций диалектического материализма (был такой) утверждалось, что психология изучает "явление", а физиология "сущность". А посему никакого самостоятельного значения психология не имеет и иметь не может. Приблизительно такой точки зрения придерживался профессор-психолог Э.

*
Э. принял меня в огромном кабинете, обставленном громоздкой мебелью начала двадцатого века. Огромный книжный шкаф (такие называли "оргАнами"), письменный стол - на зависть генсеку, только телефон на столе стоял один. А у генсека, вероятно,- много. Книги на русском, немецком и французском языках - черные корешки с позолотой надписей.
*
На миг я превратился в ребенка, который говорит себе - когда я вырасту, я куплю себе такие же игрушки!
*
Мы долго и доброжелательно говорили. Вернее говорил он: вспоминал старые времена, хвалил моего дедушку - "многообещающий молодой человек" - говорил Э. о нем в настоящем времени, а дедушка уже был в могиле четверть века...Есть такой термин - "жизнь в прошлом". Вероятно, такой была жизнь Э. в последние его годы.
*
Наконец дело дошло до моей научной работы. Выслушивая меня, Э. мрачнел. То, что я ему рассказывал, его не порадовало. Но воспоминания о дедушке и папе не позволяли ему выразить свои чувства в полной мере. наконец он спросил: А вы используете в своей работе энцефалограф?
Надо было ответить "да". Но я ответил "нет".
*
Э. взвился! Он даже привстал в своем замечательном кресле с головами львов на спинке. Две львиных головы и между ними - голова Э. (Когда я вырасту у меня тоже будет такое кресло!). Какая психологическая работа может быть без электроэнцефалографа!
Мое мнение как раз было противоположным. Я считал ЭЭГ (и до сих пор считаю) методом диагностики различных заболеваний нервной системы, но уж никак не инструментом, которым должен пользоваться психолог. Но разум подсказывал мне, что кабинет Э. не то место, где возражают (на Сивцевом Вражке не возражают! писал Булгаков).
*
И я сказал правду и солгал - одновременно. Я объяснил Э., что в больнице есть только один электроэнцефалограф, и занимается им доктор Д. А доктор Д. к аппарату никого не подпустит.
*
Э. сразу смягчился. А, Д.! - сказал он, - я его хорошо знаю, да. с ним нельзя иметь дело. Я Вас понимаю....

Date: 2012-04-23 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] vsukharev.livejournal.com
остались ли фото этих людей?Когда соберешь книгу - отличный видео-ряд получился бы...

Date: 2012-04-23 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
фотографий навалом ;))) Но я даже фамилий полностью не указываю, как видишь.

Date: 2012-04-23 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] redmadcat.livejournal.com
Фамилию (с буквы Э.) профессора, который занимался психологией времени, можно прочитать на мемориальной доске на главном корпусе ОНУ :)

Date: 2012-04-23 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
Я сейчас читаю Спинозу. В частности, он доказывает очень просто одну из теорем Декарта, о том, что душа и тело суть две разные сущности. Доказывается так: "Мы можем представить себе душу без тела"...
Профессор Э., вероятно, не мог. :)

Date: 2012-04-23 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
ЗЫ. Когда Спиноза пишет "Бог сохраняет все", в голове автоматически возникает продолжение фразы... ;)

Date: 2012-04-23 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
особенно - слова...

Date: 2012-04-23 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
прощенья и любви, а не всякие там! :)

Date: 2012-04-23 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Как это чудесно написано...
А я училась в Челябинске в институте в середине 70-х на библиотечном факультете и у нас на первом курсе была психология. Ну, не глубоко, понятно, изучали. Поверхностно. Так мы там тесты проходили. Я даже помню свой результат - типа, что я чисто художественный тип...
И психология была моим самим любимым предметом.

Date: 2012-04-23 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, то были не тесты - художественный тип это Павлов, а Павлов и тесты (за исключением фистулы в желудке или слюнной железе собаки)две вещи несовместные.

Date: 2012-04-23 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
))))))
А нам нравилось, мы так увлечённо отвечали на вопросы...
Думали, что кому-то хоть стало интересно, какие мы)))

Date: 2012-04-23 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
М.б. это был опросник Айзенка? Все равно не угадаю.

Date: 2012-04-23 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Да я-то не только не помню, какой это был опросник, но и не знаю даже))
Просто "тест" сказали.

Date: 2012-04-23 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] redmadcat.livejournal.com
может, профориентационные тесты? по времени - реалистично?
(deleted comment)

Date: 2012-04-23 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это особая статья - журнальные тесты... Эти я и сам бы запретил :)))

Date: 2012-04-23 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
Интересно было бы узнать, каким образом предполагалось использовать ЭЭГ в психологических исследованиях. Нет, ну ЭЭГ — настолько сложная кривая, то из нее при желании можно вывести хоть размер основания пирамиды Хеопса, хоть программу Hello World на Ассемблере. Но на полном серьезе...

Date: 2012-04-23 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, изменение ЭЭГ в процессе выполнения интеллектуальных задач, при эмоциональной нагрузке, при фрустрации... да мало ли!

Date: 2012-04-23 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
Ох ты боже мой. И это все в семидесятых, то есть без компьютерного анализа, на глаз с логарифмической линейкой. Такую энергию бы да в мирных целях.

Date: 2012-04-23 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я надеюсь еще напишу о так называемой "науке" тех лет...

Date: 2012-04-23 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
Нет, я все не могу отойти... Я это так живо увидел вдруг. У меня сохранился еще старый восьмиканальный энцефалограф, который пишет на бумаге. Я представил себе такое чудо, только, это же наука, на тридцать два канала, эти широченные бумажные ленты, причем писали наверняка долго. И наверняка дублировали записи в разных монтажах, чтобы разглядеть в них какие-то скрытые тайны сознания. Может даже были секретные задания от КГБ, как на энцефалограмме прочитать мысли шпиона или выявить неблагонадежных.

А потом эти исследователи ползали по этим километрам, нет, гектарам пленки, как жуки, меряли, считали, снова меряли, снова считали.
Это фантасмагория какая-то.

Но, кстати, сейчас у них имеются идейные последователи. Только теперь есть цифровая регистрация и четырехъядерные процессоры, поэтому они могут насчитать гораздо больше и гораздо быстрее. Я слышал про одного персонажа, который утверждает, что научился с помощью одной только ЭЭГ диагностировать психические заболевания. Естественно с помощью компьютерной программы-анализатора, естественно продающейся за деньги и, естественно алгоритмы это его ноу-хау, которое он нигде не публикует. Так что подобная "наука" немного сменила мотивацию, а по сути живет и процветает.

Date: 2012-04-23 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, в мое время восьмиканальный (ахтканал) энцефалограф считался шиком... А идея диагностировать психическое заболевание (за исключением эпилепсии и родственных состояний)
напоминает мне тщетные попытки сфотографировать галлюцинации на глазном дне больного (чему я также был свидетель).

Date: 2012-04-23 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
Я когда читаю про подобные вещи, например, про агробиологию, всегда мучусь вопросом: неужели они сами верили в то, что делали? Или это была чистой воды конъюнктура?

Date: 2012-04-23 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
конъюнктура в большинстве случаев...

Date: 2012-04-23 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] astra-nat.livejournal.com
В 70-е годы училась на факультете психологии МГУ (73-78-й). Фрейда мы читали по переснятым текстам, изданным в 20-е, кажется, годы, они были в факультетской библиотеке. ТТесты критиковали, но на кафедрах были распечатанные тесты, которые брали под студенческий для проведения практикума. Уже была книга С.Я.Рубинштейн "Экспериментальные методики в патопсихологии" (тестами не называли), потом эти методики растащили по всяким сборникам, часто без ссылок. Помню, что перепечатывали на машинках руководства по ММPI Ф.Б.Березина.
На лекциях по методологии В.П.Зинченко говорил о редукционизме, в т.ч. и физиологическом, а психология должна иметь свой предмет.
Теории Адлера, Роджерса, Франкла изучали по книгам, привезенным из-за границы. У нас было много москвичей, которые читали на анлгийском, французском, они читали и рассказывали, очень подробно. Когда хлынул поток зарубежной психологии, мы не были полными профанами, спаибо А.А.Пузырею, который вел у нас семинары.
Конечно, будучи студентами, мы не вникали в подводные течения.
Ваши записи оживляют воспоминания, появляется желание сопоставить. Спасибо

Date: 2012-04-23 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
вероятно мы с Вами принадлежим почти к одному поколению, но я все же чуть постарше... Методики Рубинштейн и не являются тестами, они подчеркнуто качественные, нестандартизованные и дают исключительный простор для волюнтаристской трактовки. Но в клинике - полезны. У меня вот-вот выйдет книга по этой проблеме.

Date: 2012-04-28 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] astra-nat.livejournal.com
Да, конечно, это не тесты, но сборников методик в то время тоже было мало.
В 76-м году ехала в поезде с девочкой, которая училась в Ростовском, кажется, университете на ф-те психологии. У них учеба велась, по ее рассказам, очень примитивно: диктовали лекции, по ним студенты готовились, литературы практически не было, кроме отечественных психологов
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
занимает чрезвычайно. И любительски, и профессионально, независимо от дисциплины.

Правильно ли я понял, что Д. Г. Элькин устарел безнадёжно?
А что можно сказать о:
Величковский Б. Когнитивная наука: Основы психологии познания
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.
Стивен Сеов. Проектируем время. Психология восприятия времени в программном обеспечении.

Институт исследований природы времени (МГУ им. М.В. Ломоносова)
С.В. Зимина (медико-психологические аспекты)
М. Щербаков Институт развития личности. Заведение довольно мутное, но всё же.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 09:49 am
Powered by Dreamwidth Studios