borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Я родился в еврейской врачебной семье, ассимилированной, и все же - еврейской, составленной из двух не очень похожих половинок. Семья отца проживала в Одессе, семья матери до войны – на территории тогдашней Румынии, в Бесарабии. Мои родители никогда бы не встретились, если бы война не занесла моего дедушку со стороны отца в Черновцы, куда вслед за ним на короткое время перебралась и бабушка Раиса (Рахиль). А вслед за ней – выписавшийся из госпиталя мой отец. Первый курс он проучился в черновицком. медицинском институте. Тут и произошла встреча моих родителей.

*
Семья родителей была еврейской скорее по кругу общения. Все гости, друзья родителей носили «специфические» фамилии - Серпер, Горенштейн, Беренштайн, Грановский. Никто не состоял в смешанных браках. Но никто уже толком не знал ни идиш, ни иврита, не имел никакого понятия о еврейской культурной и религиозной традиции: все « еврейское наследие» начиналось и кончалось Шолом Алейхемом. И все прилагали максимум усилий, для того, чтобы их дети как можно дольше не знали о своем еврействе. Ничего у них, конечно, не вышло.

*
Мой отец, Григорий (Герш, друзья звали его Гера) – одессит как минимум в пятом поколении, потомственный врач. Семья его родителей ориентировалась на европейскую и русскую культуру, в семье все знали немецкий язык и свободно на нем говорили. Дедушка Роберт (Ривен) учился медицине в Мюнхене, когда началась первая мировая война, его депортировали в Россию, как гражданина враждебной державы. В это же время была депортирована в Россию и моя прабабка, Рахиль, поправлявшая здоровье в Карлсбаде.

*
Итак, 1914 год. Июль месяц. Сын учится в Мюнхене, жена отдыхает в Карлсбаде! Отсюда следует, что прадед мой Арон Мееров Херсонский был весьма состоятельным человеком. Он работал ветеринаром на каком-то очень известном в Одессе конном заводе. Звучит не очень аристократически, но что поделаешь? Через несколько недель все это мнимое благополучие рухнет…

*
Не был мой прадед и транжиром: в гимназию своего сына он отправлял не на извозчике, а на «попутке» - на телеге молочника, направлявшейся в центр города. Семья жила на Дальних Мельницах. Я застал этот район еще в его первозданном виде. Как выглядит телега молочника, знаю не понаслышке. И, закрыв глаза, легко представляю себе двух ломовиков, запряженных в громыхающую на брусчатке телегу с огромными бидонами, молочника (он же и извозчик) и моего юного дедушку в гимназической форме, свесившего ноги с телеги и размышляющего о судьбах человечества, преимущественно – угнетенного пролетариата.

*
Дедушка в юности придерживался вполне социалистических убеждений, какое-то время даже состоял в еврейской социал-демократической организации «Бунд».

*

Он умер, не дожив до шестидесяти, мне тогда было четыре года, и у меня остались самые смутные воспоминания о нем. Поверх воспоминаний легли рассказы отца и немногочисленные фото.

Полосатая золотисто-черная пижама. Круглые очки. Широкое лицо. Тучная, огромная фигура. Пожалуй, это все, что сохранилось именно в детской памяти. Да, еще такие «музыкальные бокальчики», которыми звенел дедушка Роберт, пытаясь чем-то занять или унять меня. Эти бокальчики – медные, на высоких ножках, потом еще долгое время попадались мне на глаза. А затем исчезли куда-то, как и медная цилиндрическая турецкая кофейная мельница, как настольная бронзовая лампа с амурчиком на качелях, смещая качели можно было изменить наклон лампы. Скорее всего, эти, любимые мной вещи детства, просто оказались лишними в тогдашнем семейном быту.

*
Дедушке под конец жизни не повезло. Он был известным в городе невропатологом и психологом, доцентом, заведовал клиникой детских нервных болезней, которую сам основал. Был призван в армию с началом Финской кампании. Прошел всю войну, служил в чине майора начальником неврологического госпиталя, имел боевые ордена. И вот - 1949-й, 1950-й, 1951-й год. Борьба с космополитизмом, борьба с еврейским засильем в медицине… Робертом начали «заниматься»: сначала его отовсюду уволили, а потом его начали вызывать на допросы. В то время в Одессе арестовали нескольких деятелей еврейской культуры. Никто не чувствовал себя в безопасности. Один раз дедушку допрашивали всю ночь и отпустили только под утро. Второй раз его опять вызвали, всю ночь продержали в коридоре, но так и не пригласили на допрос. Дедушка вернулся домой совершенно растерянным. Несколько часов - и у него развился первый инсульт, после которого он уже не оправился.

*
Дальнейшие допросы были бессмысленны: у дедушки была афазия – нарушение речи. Папа показывал мне листочки из тетрадки, исписанные корявыми буквами. Дедушка пытался снова научиться писать. Иногда он снимал с полки какую-либо любимую книгу, открывал ее, закрывал, любовно гладил переплет и ставил на место. Читать он тоже не мог.

*
В 1955-м году Роберт умер от повторного инсульта. В момент его смерти я был с мамой в Черновцах. В поезде, на обратном пути в Одессу, мама сказала мне, что дедушку я уже больше никогда не увижу – он навсегда уехал в санаторий. Несколько лет я этому верил. Или притворялся, что верю.

Date: 2012-06-13 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] chevrette.livejournal.com
Так близко все и так понятно, что и слова не идут. Просто хочется плакать...

Date: 2012-06-13 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Грустные это истории, да.

Date: 2012-06-13 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] sestra-alena.livejournal.com
"никто уже толком не знал ни идиш, ни иврита, не имел никакого понятия о еврейской культурной и религиозной традиции"...
в Израиле наши соотечественники обожают рассказывать, как их бабушки-дедушки и даже родители разговаривали на идиш и зажигали свечку в шабат. я всегда чувствую себя неловко, ибо приходится признаваться, что в жизни не слышала слова на идиш, а дед и бабка удрали из местечка при первой возможности. хотелось им жить в городе, учиться и работать как люди. а что из этого вышло и кто выжил, отдельный рассказ.

Date: 2012-06-13 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Любят люди легенды... Но судьбы и корни семьи моей мамы были иными.
Edited Date: 2012-06-13 07:04 am (UTC)

Date: 2012-06-13 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
мои тоже из Бессарабии, из Оргеева.
Edited Date: 2012-06-13 06:24 am (UTC)

Date: 2012-06-13 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мои со стороны матери из Секурян.

Date: 2012-06-13 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] topsi.livejournal.com
Спасибо за Ваши истории.

Date: 2012-06-13 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, что читаете!

Date: 2012-06-13 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
"И все прилагали максимум усилий, для того, чтобы их дети как можно дольше не знали о своем еврействе."
Так было в нашей семье,славянские фамилии этому способствовали, но очень тяжело это переносить, мне окружающие часто говорили "Еврейка", а я абсолютно искренне отвечала "Вы ошибаетесь", и в то же время чувствовала, что не такая, как большинство: не так говорю, не так выгляжу, не так думаю.

Date: 2012-06-13 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У меня, конечно, доходило дело до совершенно анекдотических ситуаций. Расскажу как-нибудь.

Date: 2012-06-13 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
И у меня, и стыдно перед некоторыми людьми, они, наверное, думали, что я "отмораживаюсь". А мама упорно твердила на все мои расспросы: "Що ти, доню, які євреї, ми українці із села".

Date: 2012-06-13 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну. моя анекдотическая история в том, что меня в семилетнем возрасте нарядили в вышиванку. такчто я тоже был 2украинцем из села".

Date: 2012-06-13 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
))
Брата на день конституции в декабре наряжали в черкесску с газырями, ичиги, папаху,он изображал грузина в школьном представлении, хотя грузины у нас в школе учились, но брат был грузинистее.))
А помните картину Пимоненко "Жертва фанатизма"? Там сельские еврейки в платках, повязанных под подбородком, но с выставленным из-под платка правым ухом, это специально для того, чтоб не путали с украинками. Так что путали, получается.

Date: 2012-06-13 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, картину эту не видел...

Date: 2012-06-13 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Интересная картина, там изображена реакция иудейской общины в украинском селе на крещение молодой еврейки, она написана по реальным событиям, вроде бы девушку убили.

Date: 2012-06-14 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, жестокость по отношению к девушкам у семитов - известная черта :)))

Date: 2012-06-14 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Я в юности не сталкивалась с более избалованными девочками, чем еврейки.

Date: 2012-06-13 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] hwy.livejournal.com
Когда родители знакомого (ему было лет 5, где-то вокруг 1950 г, Одесса) говорили о чем-то "взрослом" на идише, он возмущался, картавя: "Перестаньте говорить по-украински, я же ничего не понимаю".

Date: 2012-06-13 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Очень симпатичная история!

Date: 2012-06-13 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
"Ничего у них, конечно, не вышло".
Совсем ничего?
Спасибо Вам. Читая, вспоминаю своих. Частности, конечно, разные, а в ощущениях много схожего.

Date: 2012-06-13 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это судьба поколения... Даже двух или трех...

Date: 2012-06-13 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-liburkin.livejournal.com
Я тоже - коренной бессарабский, славный город Бельцы, в семье говорили на идиш. Дед знал иврит и молился.
Все в совершенстве владели молдавским, и русским, разумеется.

Date: 2012-06-13 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Дкдушка владел молдавским, но называл его румынским. На то были определенные основания.

Date: 2012-06-13 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] luisette.livejournal.com
Борис Григорьевич, читаю Вас постоянно. Спасибо Вам! 1949-51 прошлись по многим семьям в этой стране. Ваш дедушка очень перенервничал - он не ожидал такого оборота :( обидно, когда хорошие люди так мало живут...

прадедушка моего мужа (они переехали в Одессу из Кишинева, бежали оттуда от погромов) умер в гетто на Слободке. он был известным в городе фотографом, его мастерская была на Жуковского, и когда в июле 1941 вся семья уезжала в эвакуацию в Пермь, он остался в Одессе, сказал, что "немцы - цивилизованные люди и вряд ли тронут старика"...

А Мельницы долгое время - еще до середины 90-х были почти в первозданном виде, я помню, как моя подружка с мамой жили в бывших конюшнях на Спартаковской, перестроенных под жилой дом: а удобства на улице в виде колонки и общего туалета. купаться Славка бегала по друзьям.

Ваш рассказ о Ваших родных столько всего "вытащил" из памяти...

Date: 2012-06-13 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Почему бы Впам не поделиться тем, что Вы вспомнили? Это время - довольно глухое и о нем мало кто имеет представление... Спасибо!

Date: 2012-06-13 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] luisette.livejournal.com
я всё думаю, что попозже, пока не оформировалось всё в законченную картину:) моих родных тоже сильно поломало за годы Советской власти, хотя они были поляками, русскими и украинцами. Там тоже историй - писать и писать...

Date: 2012-06-13 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
так писать! В старой Руси в кажом мало-мальски значимом монастыре был летописец... Будем ценить свою жизнь и свою память.

Date: 2012-06-13 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Во мне благородных кровей не вычислено, а насчёт семейных или родовых традиций, то они были старательно замалчиваемы в семье идеологических работников, которым было не положено и вообще запрещено. Призрак коммунизма царствовал с мире живых, и странно не это, а скорее то, что его власть оказалась настолько недолговечной, хоть и страшной. В детстве я всерьёз полагала, что перемен не будет и курс проложен мощно.
Кстати, об именах. Дедушка моей московской подруги был известен как Лев, и похоронен под надписью на камне "Ариэль", что весьма смущает подругу, поскольку Львом он стал ввиду того, что был Лейбой. (Иврит она не знает, только буквы разобрала, что имя не то.) Учительница Б-класса, наших школьных "беков", по имени Мария Григорьевна, оказалась Малка Гдальевна, что выглядело странно - например, гинекологиня в студгородке никак не скрывала и даже подчёркивала, что она Самвеловна, отец грузин, и прятать имя-отчество не собиралась. А кто-то из моих знакомых Борисов - вполне себе Барух, "и ничего".
Это, разумеется, уже сейчас, когда не страшно.
Пусть и дальше не будет страшно. Чтобы люди были просто людьми.

Date: 2012-06-13 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, пусть не будет страшно...

Date: 2012-06-13 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] irkathena.livejournal.com
светлая память дедушке Роберту.

у меня мужества недостаёт о своих начинать писать, что знаю... реветь начинаю.

Date: 2012-06-13 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] Зинаида Попова (from livejournal.com)
Столько тяжелых воспоминаний.Я сочувствую всем от всего сердца.Родные всегда останутся в сердце,светлая им память.

Date: 2012-06-13 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Светлая память.

Date: 2012-06-13 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Оймен.

Date: 2012-06-13 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] roi-s.livejournal.com
воевал-воевал за советскую родину и социализм, вот и довоевался

Date: 2012-06-13 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Зря Вы так.

Date: 2012-06-14 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alogic.livejournal.com
Это у вас рационализация, психологическая защита на несправедливую ситуацию, которую невозможно исправить.

Date: 2012-06-13 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
Моя бабушка Гита Фейгельсон из многодетной гомельской семьи.
Удивительно, что все девять ее братьев и сестер дожили до глубокой старости.

Спасибо за Ваши рассказы, Борис.

Date: 2012-06-13 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мои бабушки не могли похвастаться этим. С обеих сторон, кроме них выжило, по одному брату. А число братьев и сестер там было 9 и 10... Спасибо, Нина. Выложил трех лошадок.
(deleted comment)

Date: 2012-06-13 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Замечательная история!
(deleted comment)

Date: 2012-06-13 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И то - дело... Называлось в старину - "слезный дар".

Date: 2012-06-14 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] demian123.livejournal.com
Это ведь самая сокровенная мечта: чтобы дети и внуки о тебе вспоминали. до старости - и пересказывали своим потомкам. В основном - тщетная.
Тем более - "с душой и талантом" вспоминали. Записывали. Да так - чтобы даже случайным слушателям было интересно.
(Не! Не всегда тщетная: Аврааму, Исааку и Иакову - повезло.:)
Респект.

Date: 2012-06-14 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, Демьян. Если ничего не изменится "биографические заметки" напечатает "Знамя" в ноябре.

Date: 2012-06-16 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] angelhellraiser.livejournal.com
элегантное решение со стороны психики. в той ситуации афазия была, наверное, единственным спасением от последующих допросов. только вот с жизнью это решение ни сочеталось. к сожалению.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 04:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios