borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Нет большего испытания для веры, чем наблюдение за больными с атрофией головного мозга в последние месяцы (иногда - годы) их жизни. Тело дышит, сердце работает, но никаких следов психической жизни не может увидеть глаз холодного наблюдателя. Не так - любящий взгляд родственника, для человека любящего и это недвижное тело исполнено душевной жизни. Родственник, пришедший навестить больного, нежно разговаривает с ним, вспоминает какие-то события жизни, обращается к больному со словами - ты, конечно, помнишь... (что помнит он?). Рассказывают новости - семейные и политические. Рассказывают, несмотря на то, что уже годы нет им никакого отклика - ни словом, ни улыбкой. Родственник не может представить себе, что возможна эта жизнь - с дыханием и пищеварением, но без жизни душевной - без памяти, без мышления, без речи.
*
Нас ли делает слепыми холодное наблюдение, или любовь и привычка вводит в заблуждение родственников? Знание анатомии, физиологии, психиатрии говорит мне: родственники не то, чтобы ошибаются, они просто живут прошлыми впечатлениями и почти автоматически пытаются поддержать контакт с тем, с кем контакт уже давно невозможен.

Но есть у меня детская надежда - а вдруг шестое чувство, о котором столько написано это и есть вера и любовь, соединенные воедино. Вдруг это шестое чувство открывает любящему и верящему ту правду, которая недоступна наблюдателю, искушенному в науках? Вдруг душа еще жива в этом теле фо всей полноте, но лишена орудий, с помощью которых общалась она с внешним миром?

*
Коли так - сколь ужасно заключение души в одиночной камере немощного тела! За какие грехи можно наказать так?
*
Или, наоборот, эти годы посланы именно близким, как некое испытание, которое далеко не всякий выдержит, испытание любви, верности, человечности... Отделения, где лежат такие пациенты, что это - некий лимб между жизнью и смертью, или братская могила, на которую приносят не цветы и венки, а банки и кастрюльки с едой....

Date: 2012-04-10 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Бабушка моей жены лежала пять лет, медленно и неуклонно превращаясь из остоумной, колкой на язык старушки в "овощ".
Как будто отлипала от жизни - присоска за присоской.
В конце уже почти не общалась с нами, оставались только молитвы (она была мусульманкой).
О чём она просила Аллаха: о здоровье или о том, чтобы закончил её тягостное земное существование - не знаю.
Мысли о том, что устала и "хочет домой" были у неё в начале её немощи, а потом - разум сдался раньше тела и уже одно тело слепо цеплялось за жизнь.
Осталась бы в уме - наверное, отмучалась бы раньше.

Date: 2012-04-10 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Наблюдать такое угасание близкого человека - страшное испытание, которого многие не выдерживают.

Date: 2012-04-10 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] hwy.livejournal.com
Да, тема как раз для Страстной...

Date: 2012-04-10 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Похоже на то. Спасибо!
(deleted comment)

Date: 2012-04-10 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
То, о чем Вы написали - очень важно. У каждого из нас есть такие воспоминания. о своих= - расскажу, коли хватит духу.

Date: 2012-04-10 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] a-ilichevskii.livejournal.com
Жизнь человека есть жизнь и отношение к ней не должно зависеть от психических функций человека.
В Гемаре сказано: если у существа человеческие глаза - относиться к нему следует как к человеку (подразумевается, сколь бы ни было неочевидно тело и психическое в том числе). Я про это роман 13 лет назад написал.

Date: 2012-04-10 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
Oб этом также некто Кафка «Метаморфозу» написал...

Date: 2012-04-10 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, Кафка - о другом.

Date: 2012-04-10 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
Я, собственно, Иличевскому отвечал (в той же ветке).

Date: 2012-04-10 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
понятно теперь

Date: 2012-04-10 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Добрый день, Ян! Рад тому, что мы пересеклись здесь. У Вас там, впрочем, ночь.

Date: 2012-04-10 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
Да, а теперь у вас вечер. Я тоже рад. Читал очень тонкие стихи в «Крещатике», и совсем другого плана на ФБ. Очень мощно. Скоро по времени совпадем на время, но тогда у меня совсем не будет времени: еду в Москву с лекциями и, вроде бы должен пару раз выступить со стихами и переводами.

Date: 2012-04-10 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, Ян, эти краткие наезды в Мск не оставляют шансов. Увы, я буду сидеть в Одессе. и разница у нас во времени все же будет - один час.

Date: 2012-04-10 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
По идее я должен быть до 3 мая, не так уж мало.

Date: 2012-04-10 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] a-ilichevskii.livejournal.com
Да, Кафка вообще насквозь еврейский писатель.

Date: 2012-04-10 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
Он еще и буддистский, и универсальный: имя Грегор Самса (или Замза) соотносится с буддистским понятием Самсары (или Сансары) — понимания жизни как бесконечного странствия, полного испытаний и страданий. Есть здесь и влияние Шопенгауэра. Некоторые находят также влияние Фрейда и авобиографический подтекст, с чем яростно не соглашается Набоков в своем эссе-лекции. Я же имел в виду то, что душа и сознание у Грегора оставались до конца человеческими, но близкие видели в нем только насекомое, что, как мне кажется, соотносится и с тем, что писали вы (хотя романа не читал, не знаю даже названия), и даже Борис, хотя и диаметрально протоволожное тому, с чего началась дискуссия. Я, собственно, преподаю Кафку, но по-английски. А сейчас готовлюсь к поездке в Москву, где тоже буду преподавать, в основном эссеистику, сочинение (по-английски) и, возможно, пару раз выступлю — в Билингве у Алеши Прокопьева и вроде, должна быть презентация «Пизанских Кантос», только что опубликованных в «Гвидеоне», может, еще что-то. На следующей неделе появлюсь. Надеюсь, WIFI будет.

Date: 2012-04-10 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] a-ilichevskii.livejournal.com
Да, Кафка ужасно интересен и поле его интерпретаций широко. Я с юности помню его завораживающий рассказ-отрывок про станционного смотрителя в Сибири - поразительный текст, который заставляет волноваться - столько смыслов там приоткрывается. Кафка - его письмо там похоже на тучный, едва ли не библейский пласт чернозема, на котором могут вырасти прекрасные сады толкований. Помню из этого отрывка странных местных людей, на которых нападали приступы волчьего кашля. И крыс размером с собаку, опустошавших огороды. Мне до сих пор кажется, что в этом тексте Кафка совпал с Платоновым. И забавно как - он никогда в России не был, а написал едва ли не самое точное о ней. То же касется "Америки" ("Кочегар" etc.). Велика и чудесна литература. "Дорога на Кальду" называется тот сибирский рассказ.

Date: 2012-04-10 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
Интересно! Я этого рассказа "Дорога на Кальду" не читал.

Date: 2012-04-10 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Всюду они! Всюду они!

Date: 2012-04-10 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Название? в смысле, романа.

Date: 2012-04-10 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] himmelsweit.livejournal.com
Мне кажется, эти любящие люди как раз верят, что человек всё равно их слышит, хоть как-то или чувствует, что они говорят ему... Мне кажется, они не зря продолжают к нему обращаться. Всё-таки, dum spiro spero.

Date: 2012-04-10 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это очень важный вопрос - об этом еще напишу.

Date: 2012-04-10 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com
А вообще, есть ли шанс на регенерацию в таких случаях?

Date: 2012-04-10 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет. шанса никакого. В этом мире. А в горнем - шансы не меняются.

Date: 2012-04-10 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] terrylea.livejournal.com
Скажите, пожалуйста, есть ли в Одессе какие-нибудь службы психологической помощи людям, ухаживающим за родственниками с такими болезнями? Моей маме поставлен такой диагноз. Мема и альмер назначены. Мама отказывается от посещения врача. Папа в стадии принятия существующего положения. Пока держится. Но потом.... Извините, если тут не принято спрашивать такое.
Edited Date: 2012-04-10 09:26 am (UTC)

Date: 2012-04-10 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
к сожалению, мне такие службы неизвестны. В принципе, обычно организуются группы самопомощи скажем, дети больных б-нью Альцгеймера. Если есть аткая группа, можно найти волонтера, который помог бы группе самоорганизоваться.
Когда-то я занимался похожими вещами. Сил, увы, уже нет.

Date: 2012-04-10 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] terrylea.livejournal.com
Большое спасибо. Мы только в начале пути. Попытаемся...

Date: 2012-04-10 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
Мне кажется, родственники разговаривают, как когда на могилу приходят. На живую могилу в данном случае.

Date: 2012-04-10 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Сказано сильно и жестко. А верно ли? Бог знает.

Date: 2012-04-10 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Если рассматривать это как тему для Страстной - то вот Вам такое воспоминание. Читала лет надцать назад, имён, как обычно, не помню. О ком-то хорошем и, возможно, даже блаженном (в теологическом смысле). У семейной пары был ребёнок, звали Марта. Девочка родилась с каким-то безнадёжным диагнозом, прожила лет семь, что ли. Ни звука, ни взгляда, ни движения, никакой осмысленности вообще. Они за ней ухаживали до последнего, не списали ни в какой приют. И запомнились мне слова того мужа, который утешал свою жену совершенно христианским - и всё равно нетривиальным подходом к их трудной ситуации. Он говорил, что для него их маленькая Марта - как белая остия в Дарохранительнице. Там, где Спаситель присутствует среди нас под видом Евхаристического Хлеба. Там, где он точно такой же, как эта девочка: ни звука, ни взгляда, ни движения, никакого осмысленного контакта... но ведь верующие знают, что Он - реален в Причастии. Он присутствует.
Безнадёжности для веры нет.

Date: 2012-04-10 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я думаю, что воплощение Господа нашего. не есть облатка (или просфорка). Хлеб+молитва+вера+ любовь.

Date: 2012-04-10 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] shramkoa.livejournal.com
Или, наоборот, эти годы для больного - это избавление от тягот суеты, которые для него стали в какой-то момент неподъемным грузом.

Date: 2012-04-10 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не знаю... И никто, увы не знает. Попробую найти очень важную цитату у Бальзака.

Date: 2012-04-10 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] beautifulnature.livejournal.com
Мне иногда кажется что нам всем нужно в психиатру!

Date: 2012-04-10 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
и куда же самому психиатру податься?
(deleted comment)

Date: 2012-04-10 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Этого не может постигнуть моя душа...

Date: 2012-04-10 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
Знаете, что тяжело? Видеть как родители сидят у постели своих детей с погибшим головным мозгом. Не тяжело больных с рождения, а угасших в одночасье от травмы или опухоли.
Совсем недавно, месяцы, а то и недели назад он бегал по дому, баловался, портил вещи, поручал подарки и шлепки и вот он вроде бы тот же, только осунувшийся, бледный, но тот же самый. Они ловят каждое его движение, каждый поворот вгляда как признак будущего улучшения, признак того, что он "узнал маму", обрадовался чему-то, попросил что-то.
А ты понимаешь, что это не кора, а ствол, ориентировочные рефлексы и что та личность, которая была этим ребенком уже умерла и ее не будет никогда.

Date: 2012-04-10 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мне ли не знать этого? а есть еще более страшная ситуация - не могу забыть, как в приемный покой Овидиопольской ЦРБ привезли два трупика угоревших маленьких детей. И мать, которая не понимала, что дети мертвы. И это длилось двое суток...Дети лежали в морге, а мать сидела под дверями детского отделения...
Господи, как мы еще живы с грузом этих воспоминаний?

Date: 2012-04-29 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com


http://books.google.com/books?id=8smBuRecmDsC&lpg=PT577&ots=RinW6Ova9o&dq=of%20a%20car%20accident%20to%20imagine%20playing%20tennis%20or%20visiting%20the%20rooms%20of%20her%20house.%20Brain%20imaging%20with%20functional%20MRI%20techniques%20showed%20that%20her%20brain&pg=PT577#v=onepage&q=tennis&f=false

Defining life and death became more complicated still when Adrian Owen and his colleagues (2006) demonstrated that at least some people in comas or "vegetative states" may have more awareness than suspected. These researchers asked a young woman who had been in a vegetative state for 5 months as a result of a car accident to imagine playing tennis or visiting the rooms of her house. Brain imaging with functional MRI techniques showed that her brain responded exactly as healthy adults' brains respond to these tasks, suggesting that she could understand and respond intentionally to instructions and implying that she had some degree of consciousness. A subsequent study found brain responses of this sort in 5 of 54 patients who were classified as in as either a "vegetative" or "minimally conscious" state; one was even able to answer yes-no questions by willfully controlling his brain (Monti et al., 2010).

у практиков должно быть в каком-то ужасном сост. понятие сознания (простите, но напр. Terri Schiavo популяризовала), раз у теоретиков (в смысле даже боддхисаттвы Francisco Varela, кот. наиболее.) отсутствует, коротко говоря (развернуть = отругать "hard problem of consciousness" как непонятно на какую долю драку о терминах между зомби без 1 лица, т.е. неизвестно кто в овощном состоянии - ряд совр когнитивистов или.)

Date: 2012-04-29 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com
т.е. hard problem не о коматозных, но кажется показывает насколько игнор интроспекции (феном. редукции красочного сознания, медитации прости господи) может закрасить аналитический дискурс о сознании в угол

простите что с Вами поговорила взвесь хомячков

Date: 2012-04-29 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com
спасибо за записи.

Date: 2012-04-29 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com
то есть я обыватель (т.е. не знаю что не абсурд) говорю - сунуть всех в mri, потом читать соответствующую уровню литру им вслух

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 22nd, 2025 02:29 am
Powered by Dreamwidth Studios