проективная идентификация
Aug. 13th, 2008 06:22 pmУ сторонников российского авторитаризма-милитаризма есть преданные союзники - это заклятые враги.
Те, кто боится России и ненавидит ее, те, кто хочет защититься от нее, избавиться от всяких следов ее присутствия на "освобожденных территориях", от всех следов, включая церковь, язык и культуру, сами того не понимая, помогают России сделаться именно такой, какой они ее боятся, какой не хотят (а на самом деле, бессознательно - хотят) ее видеть.
То же - в личных отношениях. Тот, кто бессознательно хочет видеть другого человека страшным и враждебным во многом делает его таким.
Те, кто боится России и ненавидит ее, те, кто хочет защититься от нее, избавиться от всяких следов ее присутствия на "освобожденных территориях", от всех следов, включая церковь, язык и культуру, сами того не понимая, помогают России сделаться именно такой, какой они ее боятся, какой не хотят (а на самом деле, бессознательно - хотят) ее видеть.
То же - в личных отношениях. Тот, кто бессознательно хочет видеть другого человека страшным и враждебным во многом делает его таким.
Что первично?
Date: 2008-08-14 10:59 pm (UTC)Если Ваши мысли появились в свете грузино-российских событий, то мне сразу вспомнился совсем недавно увиденный (в записи) концерт. Он проходил в Тбилиси и был посвящён, кажется, 70-летию В. Высоцкого. Песни Высоцкого исполняла грузинская интеллигенция. Я обратил внимание, насколько всё было сделано со вкусом, – в отличие от некоторых других мероприятий памяти Высоцкого.
Вы действительно утверждаете, что в Грузии уничтожают русские церкви и русскую культуру? Какие факты это подтвержают? Или Ваши связаны исключительно с Вашим украинским опытом?
Я думаю, «бояться Россию» - слишком неконкретная, ненаучная формулировка. Скажем, особенно в начале 90-х можно было бояться, что какая-то российская ракета с ядерным зарядом случайно, из-за общего развала, покинет свой бункер и отправится в неизвестном направлении. (Не знаю, можно ли сейчас испытывать подобный страх.) Потом можно было «бояться Россию» в том плане, что какой-то бизнес объявят неугодным и разорят – по праву избирательного «правосудия». Можно «бояться Россию» в том плане, решения там принимаются одним лицом (пусть даже самым золотым) или узким кругом лиц (кланом) в пределах кремлёвских стен. Можно бояться страну, в которой уничтожается гражданское общество и, тем самым, прекращается интеллектуальная дискуссия. При этом страна занимает 1/8 часть суши и является твоим соседом. Не повод ли для страха? Уж не знаю насчёт ненависти, это у всех по-разному: скажем, осетины ненавидят ингушей, а ингуши – осетин.
Как Вы думаете: стоило ли европейцам в 1939 году бояться Германию? Возможно, Германия напала на Францию именно из-за того, что Франция недостаточно её боялась и слишком презирала.
Что касается категории ненависти, которую Вы также упомянули, то будем конкретнее. Ненависть к «железному занавесу», ГУЛАГу, комплексу державности, гибели гражданского общества, действиям Кремля в Беслане, провоцированию народов, выборам без выбора – это зёрна; ненависть к народам, свободе, правосудию – плевелы.
Вы, мне кажется, ошибаетесь в оценке того, что первично, а что вторично. В данном случае первична имперскость и милитаризм, а вторичен страх.
Миша Ромм
Re: Что первично?
Date: 2008-08-15 10:39 am (UTC)Но побывав в Грузии обратил внимание на следующее: табличек на русском языке в Тбилиси и Батуми нет. Нет, кстати, и на английском - это касается даже названий станций метро.
Когда-то в СССР Тбилиси называли "полигоном интернационализма". Название, конечно, угрожающее. но жили там люди мирно... Где теперь негрузинское население Тбилисо? Нет, остались, конечно, люди, но большинство растворилось. Как Вы думаете - почему?
А запись концерта того у меня, как это ни странно - есть.
Теперь - самое важное. Большинство вопросов о превичности вторичности - это плохо сформулированные проблемы.Начиная от разборок в песчочнице - кто первый начал, кончая философским вопросом о материи и сознании. Что я имел в виду. В России есть демократические силы. Антирусская компания не помогает этим силам, она консолидирует население и усиливает враждебность к либеральному и демократическому мировоззрению.
А насчет ингушей и осетин - правда святая.
Я в 1992 году написал "капричио на отъезд возлюбленной сестры" (у которой сейчас и гощу в Н.Й.)
от того, что уедут евреи
осталнгые не станут добрее:
осетины друзей ингушей
будут гнать, как и прежде взашей,
и армянка при виде книжала
будет так же дрожать, ка дрожала,
и веслый исламский ОМОН
не уйдет из-под краяных знамен... и т.д.
Re: Что первично?
Date: 2008-08-15 05:16 pm (UTC)Re: Что первично?
Date: 2008-08-17 08:59 pm (UTC)Вы опять таки по нарастающей приписали мне нечто, совершенно мне чуждое. Такое "взвинчивание" совершенно неприемлемо в человеческой дискуссии. Безнравственно не то, что Я написал, а то, как Вы обращаетесь с текстом.
Ну и с историей у Вас тожде нелады, простите. Танки и саперные лопатки против митинга в Тбилиси -з явление совершенно иного порядка и не было интеллигентного человека, который бы не содрогнулся тогда. Сейчас - ситуация иная. В Вашем противопоставлении Грузия-Россия выпала третий "элемент" Осетия. Она тоже, поверьте имеет значение.
Но написанный пост не о конфлиукте а о стратегии пропаганды, вернее, об одном ее элементе: две фаозы то всего...
Re: Что первично?
Date: 2008-08-17 10:02 pm (UTC)Возможно, Вы и правы насчёт танков и лопаток против митингующих, "явления совершенно иного порядка". Но мне представляется, что это событие - звено в цепи взаимоотношений Кремля и грузинского народа. Как восприняли бы митингующие в Москве или Петербурге подобное подавление митинга? Как незаконное применение силы против мирных граждан. Формально Тбилиси в 1989 - то же самое. Но фактически это было воспринято как акция Москвы против грузин - именно такое получалось субъективное восприятие. Каким способом можно предохранить себя от повторения подобного в будущем? Самым надёжным способом кажется полное отделение от Москвы. А дальше - по нарастающей.