borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
Конечно, Кант тут не при чем. Речь пойдет о литературной критике. Точнее, о той ее разновидности, которая основывается на чистом умозрении, когда критик не затрудняет себя низменными чувственными восприятиями, в частности, прочтением рецензируемых текстов. Жанр критического разбора,похоже,умер.Вместо этого господствует жанр отзыва или отклика. В провинции это платная услуга.Вариант - автор пишет на себя рецензию сам. Как обстоят дела в столице? Не знаю. Если верить нынешнему редактору ЛГ Юрию Полякову (имеется в виду довольно злобная повесть "Козленок в молоке"),то ситуация сходная. За разгромную статью на себя нужно платить больше, оно и понятно. Черный пиар.
На самом деле, я Полякову не верю. Думаю, что поверхностность рецензентов и их пристрастность обусловлены личными мотивами и вечной нехваткой времени. В конце концов, для рецензента это всего лишь текст, который нужно вовремя сдать, что называется, отписаться. В конечном итоге всем все равно. Но нет, не всем. По крайней мере, автору не все равно. Иногда автор "возникает". Вот, прекрасный поэт и переводчик Григорий Кружков недоволен тем, что книга переводов Джона Донна получила негативный отклик. Основной удар пришелся по переводчику. Свою оценку критик основывал на двух цитатах, но вот беда: первый критикуемый перевод не принадлежит Кружкову (лень было в содержание заглянуть?), второе критическое замечание связано с тем, что критик не понял английского текста. Впрочем, критик же не переводчик, английского может не знать.
Дошла очередь и до меня, грешного. Мой любимый критик Кирилл Анкудинов после долгого перерыва вновь вспомнил обо мне на страницах ЛГ.Утруждать себя даже одной цитатой он не стал. В очередной раз я получил ярлык "клона Бородского", правда, на этот раз, "самого умелого".
Согласно Кириллу, я занят тем, что на "среднебродском уровне" описываю православные иконы и быт алкашей. Других тем, вероятно, в моем творчестве нет. Но вот что интересно. Фактически, Анкудинов повторил то, что уже высказывал два года назад. За два года у критика не появилось не только новых мыслей, но и новых слов (за это же время у меня вышло несколько новых книг).
Думаю, что кроме узости кругозора моего любимца, имеет место и обычное человеческое упрямство. Два года назад я тщетно пытался показать Кириллу, что цикл "Иконная лавка" не содержит описания православных икон, и названия стихотворений являются здесь художественным приемом, который позволяет мне говорить то о революции, то о сталинских репрессиях, то просто о прогулке по городу. Есть там и псевдоагиографические стихи, есть и просто религиозная лирика.Но, как видно, мои усилия были напрасны.
Два года назад я писал об ответственности критика. Повторяю еще раз. Раздача ярлыков и анализ литературного текста - это разные вещи. Для первого необходимо призвание и энтузиазм (30-е годы, где вы!), для второго - аналитические способности и литературный вкус. Вкус и пристрастие - это разные вещи...
С другой стороны, Кирилл явно "натаскан" на очень хороших поэтов - из его уст хула получше похвалы будет.

Date: 2009-07-18 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] rabinovich.livejournal.com
Мне кажется, профессиональные критики вообще не должны читать обозреваемые ими тексты. Их общая эрудиция, полученные за годы работы в литературе знания и опыт, преданность раз и навсегда избранным друзьям позволяют судить о литературном процессе только с помощью циркуля, козья ножка которого находится у них на столе, и радиус ее невелик.

Date: 2009-07-20 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это было бы настоящей революцией. Бессознательное критика непосредственно контактирует с бессознательным автора - минуя текст!
(deleted comment)

Date: 2009-07-18 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gru.livejournal.com
Не то тут критик Анкудинов из города, рифмующегося не столько с Европой, сколько с... ну да ладно.

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2009-07-18 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-18 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elena-sophia.livejournal.com - Date: 2009-07-19 12:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 10:33 am (UTC) - Expand

Date: 2009-07-18 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] tom-i-lina.livejournal.com
Понятия не имею, кто такой Анкундинов ( давненько и ЛГ и критикиков не читаю) и должна бы промолчать, но - сравнение Вас с Бродским вызывает улыбку. Надо быть глухим, тупым и слепым ( это я пишу самым доброжелательным тоном), чтобы...
Но - Бг с ними, пишущими всякие глупости. Меня больше смутило Ваша заинтересованность и в "хуле" из упомянутых уст. Рецензии нужны только плезные ( в советские времена они могли помочь переизданию, а чем теперь они полезны м.б. я мало знаю:)
Если же серьезно, то стихи ваши не есть явление только поэтическое. В реплике трудно сказать полно, но - мера личности, предъявленной в ней, так объемна и так сущна, так настоенна на горечи и печали от ЗНАНИЯ, что сравнения и соприкосновения возможны только с опытом твоей читальской души. В ней - речи МУЖА, но не вечных мальчиков, какими большей частью остаются поэты (что ничего,тем более, поэзию - не умаляет:) (И Бродский - из той, противоположной Вам, когорты).
Я читаю Ваши стихи осторожно. С любовью, благодарностью, и...с некотрой опаской. Как сильнодействующее лекарство.
Но,конечно, о поэтах по-настоящему может судить только Поэт :). Но поэты ( как и прозаики) давно друг друга не читают. С чем, часто думаю я, и связано умирание прозы:)
Поэты же - как птицы, их гомон не смолкает. И всякий, кто умеет слышать жизнь, их различает...
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2009-07-19 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2009-07-19 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-20 10:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2009-07-20 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lesgustoy.livejournal.com - Date: 2009-07-19 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tom-i-lina.livejournal.com - Date: 2009-07-19 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 09:49 am (UTC) - Expand

Date: 2009-07-19 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] a-gru.livejournal.com
"Понятия не имею, кто такой Анкундинов ( давненько и ЛГ и критикиков не читаю) и должна бы промолчать, но - сравнение Вас с Бродским вызывает улыбку. Надо быть глухим, тупым и слепым"

А говорите, не имеете понятия. Портрет прямо с натуры.

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 09:49 am (UTC) - Expand

Date: 2009-07-19 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] jimtonik.livejournal.com
и все-таки, я,кажется, первый сказал Борису Херсонскому(автор не даст соврать!),
что его стихи отличаются от всего(или почти всего),что пишется вокруг
и около (и в Одессе),как стихи ВЗРОСЛОГО человека от детского
(пусть даже прекрасного) лепета...и т.д.Да,именно так.
Речь даже не только о вечных (и "кровавых") мальчиках...
(извини,вмешался)- - -

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 10:30 am (UTC) - Expand

Date: 2009-07-19 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, за подобный коммент можно десять статей Кирилла претерпеть :). А если серьезно - то, как многие поэты моего поколения, я воспринял некоторые стилистические и интнациогнные моменты поэтики Бродского, а в некоторых стихах, имеющих отношение к великому поэту, эти интонации сознательно ли, бессознательно, но вполне ощутимы. В процентном отношении это ничтожное меньшинство моих текстов.
Ничего плохого в этом не вижу, иногда говорил об этом в интервью. Более того, в некоторых стихах есть прямые текстовые аллюзии, правда чаще из Пастернака и Державина :)))
Заинтересованность в хуле такова. Если Кирилл тебя хвалит - это дурной знак. Значит с тобою что-то происходит не то.
А если ругает - все в порядке :)))

(no subject)

From: [identity profile] lesgustoy.livejournal.com - Date: 2009-07-19 05:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-07-18 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] fotopoet.livejournal.com
Рад, что Вас не "заказали"! Пишите ещё, а читатель найдётся!

Date: 2009-07-19 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2009-07-18 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] art-of-arts.livejournal.com
время от времени какой-нибудь очередной представитель раздражённого поколения бросает в Вас камешек... ну и что?
меня всякий раз удивляет, Борис, что Вы вообще их в упор видите.

Date: 2009-07-19 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это у меня принципиалная позиция. Неудобная, как и всякий принцип. Мы ведь омним, что молчание - знак согласия. Не согласен - говори. Ну вот я и....

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2009-07-19 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2009-07-19 11:20 am (UTC) - Expand

Date: 2009-07-18 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, у меня примерно это же впечатление возникало, каждый раз, как я наталкивалась на критическую статью - что автор книги-то не читал

Date: 2009-07-19 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
впечатление верное.

Date: 2009-07-18 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] skushny.livejournal.com
Дашевский - очень хороший критик, а ошибку может сделать каждый.

Анкудинов же - случай совсем другой (и тяжелый). В какой мере это вызвано принятыми им для себя странными установками - не знаю (думаю, в значительной степени).

В общем, получается, что я дублирую комментарий выше.

Date: 2009-07-19 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
но жвль, что именно Григорий попал под раздачу. Впрроочем, статья Дашевского не помещает мне приобрести книгу Донна. несмотря на особенности нынещних цен :)))

Date: 2009-07-18 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] muna-cynepcmap.livejournal.com
В провинции (скажем, здесь - во Владивостоке) литературная критика отсутствует как феномен.

Пусть бы была предвзятая, поверхностная, злобная... Нет никакой. И это напрямую связано с темой Вашего поста о Потерянном Читателе. Если никто не читает поэзию, то уж критику на нее...

Date: 2009-07-19 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Так и у нас, в Одессе -отсутствует. То, что публикуется - краткие еомплиментарные отклики, в том числе и на ужасающие тексты. Более или менее зачительные публикации, как правило, игнорируются... Для меня ситуация в городе несколько изменилась, как бы вынырнул из местного небытия. Но кажется, лучше бы все было по-прежнему...

Date: 2009-07-19 12:30 am (UTC)
From: [identity profile] vekagan.livejournal.com
Дорогой Борис!
Кирилл Анкудинов это не имя - это профессия! Статья - PR-портрет "майкопчанина Александра Адельфинского" на фоне ... в котором и Бродскому, и Вам, и иже с Вами в замысле Анкудинова досталось по пинку-другому, мол, не за то судим, не там сидишь, не так стоишь, а ну улыбнись, и родня по духу из "Современника" поглажена - садись, родной, в центре, в первом ряду ... фон прорисован маслом, фундаментально ... так что портрет майкопчанина повисает в воздухе, как андел на фоне этой массовки ... короче, "на фоне Пушкина снимается ...". Так и не дай Вам Бог увидеть когда-нибудь Ваш "портрет на фоне" за этой же подписью. Впрочем, Вам это, к счастью и по определению, не угрожает. Вот и стойте себе с Пушкиным и Бродским рядом ... пока духовная родня автора лежит у ног портретируемого :)

Date: 2009-07-19 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
уж лучше я постою с АВми где-нибудь в Н.Й., привезу Вам книжечки. Птичка вылетает в любом случае :)))

Date: 2009-07-19 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
/Когда-то Дмитриев бесил
Тебя счастливыми стихами,
Бесил Жуковский вслед за ним,
Вот Пушкин бесит.
Как любим,
Как отличён ты небесами!/
Не нова, не нова ситуация.

Date: 2009-07-19 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
не спорю.:)))

Date: 2009-07-19 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] san-san55.livejournal.com
Борис! У Вас замечательные стихи! Я отзывы пишу редко, но читаю всё. И мне кажется, Вы пишите для себя и для нас, а не для критиков. Собака лает, караван идёт. Критиковать всегда проще, чем творить. Вы такой один, а сколько "на Вас" критиков...

Date: 2009-07-19 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
обячно прислушиваюсь к замечаниям. А вот ярлык на всю голову конечно не оставляет равнодушным 6)))

Date: 2009-07-19 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] fulgur-conditum.livejournal.com
У Анкудинова, по-моему, вообще установка на ловлю "клонов" - с таким усердием только начитавшаяся Гайдара пацанва младшего школьного возраста ловила шпионов империализма. Свидетельствует это только об одном, ну да sapienti sat. :)
Так что не берите в голову.

Date: 2009-07-19 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
возможно. Он, кстати, весьма строг к наиболее почитаемым мною поэтам. Каждому свое, как говориццо.

Date: 2009-07-19 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] evg81.livejournal.com
Вы правы, увы.

Date: 2009-07-19 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Похоже, что прав. Прекрасно чувствую ирония в Вашей реплике, она вполне в контексте Ваших прежних комментов, в том числе и удаленных, но на почту они мне пришли.

(no subject)

From: [identity profile] evg81.livejournal.com - Date: 2009-07-19 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-19 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evg81.livejournal.com - Date: 2009-07-19 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-20 05:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evg81.livejournal.com - Date: 2009-07-20 07:37 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2009-07-19 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Запланирована на 2010 год :) Называется "Пока не стемнело".
А эта реакция напоминает мне мандельштамовскую строку "И сладок нам лишь узнаванья миг". Но в том смешном смысле, что разглядывая портреты в картинной галерее, средний зритель говорит своей супруге, на кого из родственников и знакомых портретируемый похож.

Date: 2009-07-19 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lesgustoy.livejournal.com
процитировал без спросу
прошу прощения

Date: 2009-07-20 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
а я только сейчас добрался до компа - разрешение дается пост-фактум.

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-07-20 06:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lesgustoy.livejournal.com - Date: 2009-07-20 11:09 am (UTC) - Expand

Date: 2009-07-20 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-skandi.livejournal.com
я вот до прошлого года и не знал кто это такой. а тут по надобности начал искать материалы по "московск. времени" и АПЦ в частности. и нашёл, на свою голову, что называется.

что могу сказать, он и впрямь весьма неравнодушен к хорошим авторам. )

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios