Маски

Jan. 8th, 2011 12:48 pm
borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers


Одна из милых особенностей виртуального пространства состоит в возможности надеть на себя маску, даже если ты имеешь только один журнал. Анонимность дает человеку возможность явить себя в виртуальном пространстве иным, придумать себе биографию, трагические обстоятельства, или, напротив - удачи, несчастливую любовь, а когда и счастливую. В этом смысле дневники в блогах - частичная материализация духов, воплощение мечты в ином мире, который, боюсь я, промежуточный, пограничный между бытием или небытием. Все мы вытесняемся понемногу из все более каменеющей реальности, переход в виртуальность облегчает переход в вечность. Маски висят в мировой паутине, как пойманные насекомые, они почти живы - трепещут, гримасничают. Подлинность, которую трудно отличить от мнимости и в реальности, в сетевом пространстве попросту теряет всякий смысл.

С точки зрения психолога, функция виртуального существования может быть сродни любой фантазии или сновидению - осуществление желаний, чаще всего - нарциссических. Почитаем рецензии на каком-либо сайте, ну на той же "Стихире". Стихотворение просто ужасно, но в оболочке восхищенных комментариев оно преображается и сияет (для автора) подлинным светом поэзии. Неощутимое сетевое поглаживание заряжает душу автора порцией нарциссического либидо. "Что я, помимо прочего, поэт, какой хочу, такой и знаменитый" - писал Твардовский, вспоминая свою деревенскую юность. Это вполне возможно в сетевом пространстве. Человек может рассказывать о детях, которых у него (у нее) нет и не было, о событиях, которые в его жизни места не имели. Но тут, в сети, маска имеет право на то, что запрещено психически здравому человеку в реальности.

Но есть еще одна функция "масок". Есть такая патология - диссоциативное расстройство. "Множественная личность" , знаете, наверное. Есть ли более надежный способ реализовать расколотую личность, чем инвестировать фрагменты своего я в ЖЖ-журнал, некий контейнер для фантазий, чувств и страстей? Для чего переживать амбивалентные (любовь-ненависть) чувства к объекту, зачем мучиться сомнениями?
Герой одного журнала будет любить гражданина НН, а герой другого журнала - ненавидеть НН. Герои могут вести между собой диалог, споря друг с другом, но в самом деле - моделируя спор человека с самим собой. Одна ипостась демонстрирует пуризм, вторая - разнузданность, одна - религиозность, вторая - глумливое богохульство. Увы, такое виртуальное разъединение не способствует интеграции реального "Я".

Однако, что-то я заговорился....

Date: 2011-01-08 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] ivanter.livejournal.com
Когда пена оседает остаётся "голый ствол твоего существа" - только он и ценен для литературы.

Date: 2011-01-08 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В этом нет никакого сомнения. Беда, что и к этому стволу уже идет дровосек.

(no subject)

From: [identity profile] ivanter.livejournal.com - Date: 2011-01-08 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanter.livejournal.com - Date: 2011-01-08 11:07 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] eka42003.livejournal.com
Тут Интернет принёс мало нового. В начале 20 века был такой поэт Фернандо Пессоа, писавший совершенно разные стихи под несколькими разными псевдонимами. Английский литературовед, мужчина, писал письма Чуковскому от женского имени и чуть ли не заставил в себя влюбиться. Розанов, если я не ошибаюсь, в разных журналах писал за и против Бейлиса. Моя двоюродная сестра что-то убого рифмовала, и вся семья и знакомые бурно восхищались её стихами.
А человек, которого Вы каждый день встречаете на улице, он подлинный или притворяется? А что такое подлинность? И есть ли она? Или все мы - маски?

Date: 2011-01-08 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У всех нас есть "маска", персона, если верить Юнгу (в этом отношении я ему верю). Вымышленные в разной степени персонажи, мифоманы,и проч. не редкость во все времена. Сам я как-то придумал (мне было лет 20ть) двух поэтов, это были мои друзья, приходившие в студию со стихами, написанными для них, стихи были пародийными, конечно. Но сеть дала совершенно новые возможности для дезинтеграции.

Date: 2011-01-08 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] delvin-stil.livejournal.com
Я знаю множество случаев, когда люди в ЖЖ выражают точно то, что думают в жизни. Сам я, честно говоря, когда только создал свой ЖЖ в 2004 году, то пытался сделать некую синтетическую личность, считая самого себя в то время недостаточно интересным, умным, живым и так далее, список можно продолжать долго. Но со временем я пришел к тому, что выражать стоит именно свои мысли и свои точки зрения, да и мой ЖЖ за это время изменил вектор, раньше это было скопище разных мыслей, переживаний и прочего бреда, теперь я там пишу об опере, иногда выкладываю различное свое графоманство, ну и таки продолжаю излагать мысли, но теперь только свои. Правда излагаю я далеко не все мысли и размышления. Не все можно делать достоянием общественности, пока оно неготово. Да и не все стоит делать достоянием общественности)))

Date: 2011-01-08 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Прекрасно, что вы искренни. Сам я тоже говорю от первого лица. Но тут ведь речь не о Вас...

(no subject)

From: [identity profile] delvin-stil.livejournal.com - Date: 2011-01-08 11:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] delvin-stil.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] delvin-stil.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] hungarianl.livejournal.com
А забавно, не правда ли, когда ты - из немногих, кто знает о двойственности-тройственности персонажа?)

Date: 2011-01-08 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это довольно трудная ситуация, орсобенно если одна из масок начинает кусаться :)))

(no subject)

From: [identity profile] hungarianl.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hungarianl.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] vdenu.livejournal.com
Здравствуйте. Мы не знакомы, просто поглядываю (подглядываю) в ваш ЖЖ, как и во многие другие, а раз комментирование открыто, то выскажусь. Когда сколько-то лет назад я появился в сети я тоже примерял маски, создавал образы, водил за нос и т.д. и т.п., но, поверьте, со временем все маски отвалились, т.е. совершенно пропали. Мне оказалось куда легче и проще быть таким какой я есть в данный отрезок времени (плохим ли, хорошим ли, тупым или умным), в том числе и в реальной жизни, а кстати мои персонажи мне в этом здорово помогли, мир их праху. Наверное маски - это и хорошо и плохо, всё зависит от того кто ими пользуется, как человек устроен.

Date: 2011-01-08 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я закрывал возможность комментирования из-за ужасного потока спама, большей частью - непристойного. Сейчас спам исчерпывается рекламой алкогольных напитков, которые в рекламе не нуждаются :))). Вы демонстрируете противоположную тенденцию - как роли способствуют интеграции, и это возможно. на этом ведь основана "психодрама" Морено.

Date: 2011-01-08 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] irin-v.livejournal.com
Вы замечательно заговорились:)
Я бы уволокла этот пост к себе, но, как я заметила, френды, увлеченные виртуальным действом, не любят вспоминать о том, что они в маске:)

Date: 2011-01-08 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Но им это иногда полезно напомнить. :)))

(no subject)

From: [identity profile] irin-v.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irin-v.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irin-v.livejournal.com - Date: 2011-01-08 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irin-v.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irin-v.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] victor-vladimir.livejournal.com
фантазии психолога в сети о реализации фантазий психопатических личностей в той же сети)) - извините за оценку, как-то так подумалось, и решил написать.)

Date: 2011-01-08 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, думаю, что тут не только о психопатических личностях речь. К тому же проблемы виртуальные - это просто свободное проявление внутренних проблем человека.

(no subject)

From: [identity profile] victor-vladimir.livejournal.com - Date: 2011-01-08 01:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] larvatus.livejournal.com
Спор с самим собой освобождает человека от многих заблуждений, начиная от необоснованной самоуверенности.

Date: 2011-01-08 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спор с самим собой хорош, когда он не выходит за рамки "эго".
То есть, когда речь идет о внутреннем диалоге. Когда противоречивые чувства экстернализируются и помещаются в виртуальные или фантазийные объекты, внутренний диалог прекращается. Обретаемая целостность - за счет отбрасывания части личности вовне (ну, типа, это меня бес попутал).

(no subject)

From: [identity profile] larvatus.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] larvatus.livejournal.com - Date: 2011-01-08 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] larvatus.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] larvatus.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] galyad.livejournal.com
А с другой стороны, интернет дает возможность человеку явить себя не вторым помощником режиссера, продавщицей или домохозяйкой, а личностью.
В реальности мы слишком часто воспринимаем человека в зависимости от его социальной роли. А человек намного больше, чем его социальная роль.

Date: 2011-01-08 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И тем самым лишить себя возможности развития в реале?

(no subject)

From: [identity profile] galyad.livejournal.com - Date: 2011-01-08 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2011-01-08 04:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] henriette-79.livejournal.com
спасибо, профессор )

Date: 2011-01-08 01:02 pm (UTC)

Date: 2011-01-08 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] gura-nata.livejournal.com
часто задумываюсь в последнее время о том, что личность настоящая как раз в реальном общении и делать какие-либо выводы по написанному в сети - ошибочно. Пусть и в реальности есть маски, но они совсем другие, из другого материала что-ли. Даже уже боюсь встречать людей, с которыми познакомилась в сети, потому как это жуткая ломка при реальном общении.
И странно порой видеть себя другой в сети. Но попробуй только подумать, что это притворство, маска - и все, Я начинает тут же рассыпаться на глазах

Date: 2011-01-08 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, иногда развиртуализация - испытание. Но испытанием может стать и маска хорошо знакомого человека в сети.

(no subject)

From: [identity profile] gura-nata.livejournal.com - Date: 2011-01-08 01:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-08 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] trapezion.livejournal.com
У меня, как тут уже некоторые писали, тоже был период примеривания масок, и это даже повлияло на мою семейную жизнь. А сейчас мне уже неинтересно морочить людям голову =) Впрочем, я отдаю себе отчёт, что мой теперешний образ в ЖЖ тоже далёк от реального. В ЖЖ легче создать "положительную" персону, т. к. есть время тщательно продумать то, что хочешь сказать. А в реале иногда и вспылишь, и матом ругнёшься... =)
Но, в целом, я настроена на правдивое поведение. Отчасти и потому, что лично сталкивалась с последствиями диссоциации, реализованными через интернет. Из-за одного-единственного больного человека тогда развалилась неплохая компания.

Date: 2011-01-08 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот и замечательно!

Date: 2011-01-08 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] zatvornik-27.livejournal.com
Мне кажется, что понятия реальности и виртуальности были размытыми и до возникновения интернета. Например, где грань между воображаемым и реальным? В своих фантазиях человек всегда мог достичь абсолютной свободы. Там не работают нормы морали и религиозные ограничения. Вспомним полотна Босха и Кранаха. Интернет лишь позволил поделиться этими фантазиями со всем миром...

Date: 2011-01-08 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Здесь иная форма воплощения фантазий, может быть, не столь величественная, как у Босха и Кранаха 9я бы скорее Брейгеля вспомнил). В художественных полотнах ты не предстаешь,как ИНАЯ личность. Наоборот, граница между личностью живописца и его произведением (даже автопортретом!) хорошо видна.
Иное дело - литература. Но я имел в виду именно полупризрачное бытие в блогосфере, которое далеко не всегда имеет отношение к литературе.

Date: 2011-01-08 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] swinkin.livejournal.com
с другой стороны, полной анонимности и в интернете нет... если кто-то задастся целью определить собеседника, ему это с большой степенью вероятности удастся

а маски... к прочему могут помогать в случае конфликтов интересов

Date: 2011-01-08 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, это требует большой возни, увы.

Date: 2011-01-11 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
Да, я сначала тоже (лет восемь назад) на стихире воспринимал свой ник как маску и писал такое, чего никогда не написал бы под своим именем.
Потом потребность в этом пропала как-то сама по себе.
Но даже теперь, когда я уже знаю, что многие знают меня в реале, все равно ощущаю себя в интернете в маске. Общение через монитор - общение через маску в любом случае. Все эти смайлики - тоже маски.
Без жеста, без мимики - как иначе?
А дразнить людей - охота пропала. :)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 04:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios