borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Мне часто приходилось читать в популярных статьях, а еще чаще - слышать суждение, что тайна шизофрении раскрыта. Что найдены специфические изменения в головном мозгу. И вот-вот будет найдено лечение этой страшной болезни. Лечение радикальное. То есть, результатом будет не улучшение состояния, а именно исцеление.
*
Все это, конечно, не так. Правда, что каждый раз кто-то "находит" какие-то минимальные изменения, на нейрохимическом или на клеточном уровне у больных шизофренией. Правда, что каждая такая находка порождает всплеск оптимизма у части врачей и ученых.
Но правда и то, что все эти "находки" ничего не объясняют, что они неспецифичны, незначительны. Откуда же энтузиазм? Откуда эти ожидания, почти детские (а что дед Мороз положил под елочку в этом году? Ура! Новый Год!)?

*
Вся идеология ортодоксальной психиатрии в плане причин шизофрении может быть выражена в детской речевке: "еще нет, еще нет, еще маленький секрет!" (вариант - еще варится обед). Мы живем в предчувствии великих открытий. И малейший намек заставляет нас подумать - вот оно!!!!
Так юноша, ждущий девушку перед входом в концертный зал, вглядывается в толпу, пытаясь издалека различить любимое лицо. Вот она! Нет. Вот она! Опять не она!
*
Юноше трудно представить себе, что девушка просто не придет на свидание. Что ей не нравится певец, который будет петь во Дворце спорта. Что (о ужас!) ей не нравится юноша, который ждет ее у входа...
*
Да, "еще маленький секрет"! Ну, пусть - великая тайна. Но признать, что существуют проблемы, которые разум человека просто не может решить, не может тот самый человеческий разум, верящий в свое всесилие. По сути это - общечеловеческая мания величия...

*
В отношении шизофрении мы даже не уверены в том, что это - единое заболевание. У нас нет ясных представлений о ее причинах. У нас нет лекарств, способных исцелить пациента. У нас есть гипотезы, у нас есть хорошие лекарства, способные смягчить, а иногда и устранить симптомы болезни. Но исцеление?

*
Материалистическая ориентация большинства моих коллег вредна не тем, что она сужает область научного поиска. Она вредна тем, что переживания пациентов теряют для врача всякое значение. В них не нужно вникать. Просто "это все от болезни". И дело с концом!

Date: 2012-05-03 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Буду весьма признателен если реасшифруете утверждение "Материалистическая ориентация большинства моих коллег вредна не тем, что она сужает область научного поиска". Спасибо заранее.

Date: 2012-05-03 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это - к давней дискуссии т.н. "соматиков" и "психиков". сужение области научного поиска заключается в том, что собственно психика, психические процессы исключаются из предметов исследования, как нечто то ли несущественное, то ли несуществующее. В некотором смысле я - "психик". Мне кажется, что наша психическая жизнь достаточно сложна для того, чтобы в ней самой заключались причины "поломок". Простите за грубую метафору: для того, чтобы комп перестал работать, у него не обязательно должны быть проблемы с железом, так? М.б. перетащу это в основной текст.

(no subject)

From: [identity profile] ligrin.livejournal.com - Date: 2012-05-03 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 06:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ligrin.livejournal.com - Date: 2012-05-03 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-05-03 06:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-05-03 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-zvereva.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-03 07:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-05-03 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-05-03 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 01:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
только сейчас понял, что Вы имеете в виду. Нужно было написать НЕ ТОЛЬКО ТЕМ, ЧТО....

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-05-03 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
"Еще нет, еще нет, еще маленький секрет!" - лучший способ стабильно получать финансирование на продолжение исследований.)

Date: 2012-05-03 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Разумеется! Или построение коммунизма.

(no subject)

From: [identity profile] bdag-med.livejournal.com - Date: 2012-05-05 06:26 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] kruglov-s-g.livejournal.com
Всё верно!....

Date: 2012-05-03 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
С нашей "откровенно идеалистической" позиции, отчеЮ - безусловно :)

Date: 2012-05-03 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] l3lu.livejournal.com
Вы - мудрый человек.И настоящий доктор... Ведь даже при лечении соматических заболеваний действенен принцип "лечить не болезнь, а больного" (хотя об этом начали забывать. Назначают лекарство, даже не выслушав, на что человек жалуется).

Date: 2012-05-03 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я еще напишу о том, что значит "выслушать" больного...

(no subject)

From: [identity profile] kloneg.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kloneg.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kloneg.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kloneg.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:54 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
да, вот мне, человеку далёкому от психиатрии, тоже кажется большой ошибкой желание "влезть в мозг со скальпелем" для разрешения всех проблем.
человеческий организм - это совершенная самоорганизующаяся система, и всё, что подчас необходимо - это не доводить систему до того, чтобы она "пошла вразнос".
ну а о том, что "all you need is love", я уже не говорю...

Date: 2012-05-03 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
хотя именно о любви и стоит говорить в этом случае

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:30 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Неужели всё-таки приговор, исцелиться нельзя, только купировать, на время сдержать?

Date: 2012-05-03 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
к сожалению, так. Но возможностей облегчить состояние пациентов сегодня куда больше...

Date: 2012-05-03 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] lugovskaya.livejournal.com
О, какие дивные переживания бывают при гормональном разбалансе! Я могу со вкусом и в красках рассказывать о совершенно космическом ощущении падения в бесконечную звёздную пропасть при пробуждении...
Каким сильным переживанием был "предынфарктный ужас"! Действительно - самым сильным отрицательным ощущением в жизни.
Но это ведь неважно. Если привести в порядок гормоны и сердце, это останется только воспоминанием, а если не привести - это будет повторяться, сколько ни слушай эти рассказы и сколько ни вникай в переживания.

Date: 2012-05-03 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Таня, в том-то и беда, что даже если привести органы в порядок, психика может воспроизводить эти ощущения. Фрейд говорил, что невротики болеют воспоминаниями...

(no subject)

From: [identity profile] m-oblomova.livejournal.com - Date: 2012-05-03 07:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] wulfokot.livejournal.com
жил-был хороший мальчик, из очень приличной семьи - дедушка известный математик, преподаёт в Оксфорде, папа - профессор в Исламабаде, мама юрист...учился, учился - стал писать диссертацию в Королевской технической академии, именно для этого приехал в Швецию (руководитель (я встречался с ним вчера) характеризует мальчика как гения). и вот - заболел...полгода не ходит на работу, высчитывает соотношения архитектурных элементов со своим телом, находит стигмы у себя на груди и тайные знаки повсюду, идеи преследования...мышление в хлам (вергиберации)...избит падонками-наци (ну не понравился им цвет его кожи и то что он муслим) - не хочет заявлять на них в полицию (хотя полиция настаивает на этом), обьясняет это, "страданием ниспосланным ему свыше" (ну просто мученик)...лечиться не хочет...все вокруг плачут и молят о помощи...а я вижу что негативные симптомы нарастают с каждым днём и мальчик только лежит и ничего не делает...Слава Богу - вчера уговорили начать лечение Арипипрозолом...или вы считаете, что можно помочь ему как-то по другому?

Date: 2012-05-03 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
бедный мальчик... навалились на него всем скопом.
самая лучшая для него помощь - это чтобы все, абсолютно все "доброхоты" оставили его в покое, как будто и нет его для них.
я так думаю...

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wulfokot.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wulfokot.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wulfokot.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] limeryk.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wulfokot.livejournal.com - Date: 2012-05-03 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wulfokot.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-03 11:14 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Мне кажется здесь очень в тему фраза Конфуция - очень трудно найти в тёмной комнате чёрную кошку, особенно, если её там нет.
Учёные и исследователи всегда будут "делать свою работу" - искать. А, как говорится, кто ищет, тот всегда находит.
Согласитесь, глупо было бы начинать искать, зная, что ничего не найдёшь. И ведь многие из них ищут не только ради высоких целей типа "отдать всего себя ради дела помощи людям", а и ради денег, власти или славы. Таких не остановит отсутствие чёрной кошки, потому что у них другие цели. Это жизнь, это реальность. И вряд ли таких людей остановит невозможность. Это слово не из их лексикона.
А что касается самих больных.... Не возьмусь что-то утверждать, но у меня давно есть предположение, что это самонаказание человеком себя самого. Уж за какие грехи, не знаю. Но желание или нежелание человека здесь играет серьёзную роль. Оно запускает сложный механизм изменений, которые, как и ядерная реакция, в определённый момент становятся необратимыми. И как невозможно в ядерной реакции бороться с развитием самой реакций, а можно только с последствиями, таким же образом дело обстоит и с шизофренией. Лекарства играют роль средств защиты от радиации. Причём эти средства могут улучшаться и улучшаться, и это будет объективным фактором.
Отсюда следует простой вывод: болезнь одних убивает, а других кормит и улучшает им жизнь.
А переживания пациента будут волновать только его близких и просто совестливых и душевных людей или врачей, которые смогут решить рядом с такими людьми свои проблемы - духовности, сострадания, очищения, служения людям. А зарабатывать на жизнь будут чем-то другим. Где-то так.

Date: 2012-05-03 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Некоторые Ваши мысли мне близки, в особенности метафора цепной реакции, которую нельзя уже взять под контроль...

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com - Date: 2012-05-03 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-04 04:54 am (UTC) - Expand

Наука имеет

Date: 2012-05-03 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
совершенно недостаточно "гитик" - "Вся идеология ортодоксальной [Д. Шорош и вовсе пишет: фундаменталистской]ECONOMICS в плане причин crisises может быть выражена в детской речевке: "еще нет, еще нет, еще еще варится обед" (вот здесь уже без вариантов).

Нахлынули воспоминания: "все мы вышли из одной...".

Re: Наука имеет

Date: 2012-05-03 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, походжие вещи во многих областях человечских знаний.

Date: 2012-05-03 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] koshkin-sled.livejournal.com
вспоминается фраза госпожи Бехтеревой: "Человеческий мозг человеческий мозг понять не в состоянии".

Date: 2012-05-03 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я больше люблю аристотелевские рассуждения в метафизиках о легкости и трудности постижения истины...
(deleted comment)

Date: 2012-05-03 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ответ - двухчасовая лекция. Влияет, но не во всем организме, а в некоторых системах головного мозга. а подробности - явно не ЖЖ-формат.

(no subject)

From: [identity profile] piitsur.livejournal.com - Date: 2012-05-03 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-04 05:01 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Леохновский (from livejournal.com)
Мы с другом обсуждали вот эту статью http://medicalxpress.com/news/2012-04-primitive-consciousness-emerges-awaken-anesthesia.html Вот фрагмент нашей беседы:
Я - Ну пока они считают "these neural mechanisms create " - то "The ultimate nature of consciousness remains a mystery"
М. - конечно, пока субъективную сторону сознания не умеют исследовать объективными методами, а другие в науке не признаются

Date: 2012-05-03 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
...ой,я думаю,это ужасно - те мучения, которые переживает шизофренник...для него ведь всё по-настоящему...

Date: 2012-05-03 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
разумеется. Это ЕГО мир.

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-05-03 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-05-03 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-03 09:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-04 04:56 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-03 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] radix50.livejournal.com
Но признать, что существуют проблемы, которые разум человека просто не может решить
Ошибка ваших рассуждений в том что вы ограничили время решения проблемы длительностью вашей жизни, да сейчас решение данной проблемы возможно движется и не туда, но из этого не следует что она не решится никогда, но откуда такая негативная реакция от людей постулирующих любовь терпимость ( кроме ненависти в этот мир не привнесших ) к людям которые действительно делают наш мир лучше

Date: 2012-05-04 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, человеческий разум имеет принципиальные ограничения... Я об этом напишу. Но эти ограничения касаются не лечению той или иной болезни.

Date: 2012-05-03 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Давно хотела у Вас спросить насчет того, известны ли случаи излечения от шизофрении - а тут Вы вдруг сами рассказали...
Для меня это очень важная и актуальная тема.
У меня такой вопрос: обязательно ли у человека, больного ш-ей, должны быть больные родственники, и через сколько поколений обычно проявляется такая наследственность?
Edited Date: 2012-05-03 08:48 pm (UTC)

Date: 2012-05-04 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это Вы можете посмотреть в сети, в справочнике. Но вкратце:
1. Да, наследственность имеет значение. Но измерить роль наследственности не очень легко.
2. Не существует "гена шизофрнеии", как, допустим, гемофилии или болезни Тэй-Сакса. ни доминантного, ни рецессивного.
3. Считается, что наследственность носит полифакториальный характер, при этом наследуется не сама болезнь, но предрасположенность к ней.

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2012-05-04 05:19 am (UTC) - Expand

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 05:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios