borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Одно из самых значимых открытий психоанализа состоит в том, что физические симптомы болезни могут не только быть следствием эмоциональной травмы, но и символически выражать ее суть. Здесь у мировой психиатрической общественности нет особых возражений. Бессознательный защитный механизм, превращающий психологический конфликт в физический симптом получил название конверсии (обращения). То, что Фрейд называл "конверсионно истерией" в своременной классификации болезнней называется "конверсионным расстройством".

*
Слово "расстройство" - универсально в последних классификациях болезней. Как говорят в Одессе: не жизнь, а одно расстройство. Впрочем, в психиатрии расстройств очень много.

*
Если психиатры не возражают против того, что у больного может пропасть зрение, потому что он не в силах смотреть на происходящее вокруг, то сами пациенты обычно совершенно не склонны признавать, что их страдание имеет психологическую природу. Наши больные - стихийные материалисты. Они не верят, что их ощущения, сколь бы ни необычны они ни были, могут быть порождены их психикой. Должна же быть телесная основа! Хоть какая-нибудь!

*
Если ее нет, то тогда страдание больного становится выдумкой, симуляцией. И психиатрия косвенно соглашается с этим, помещая т.н. соматизированные расстройства в один раздел с "имитируемыми" (то есть - симулируемыми). Да разве не называли психиатры прошлого истерию "великой симулянткой"? Да и сам Фрейд, говоря о истерических симптомах, разве не говорил о том, что больные "симулируют"?

*
А потому пациент всегда будет искать того врача, который объяснит ему в чем физическая причина его страдания. А врач всегда будет с внутренним раздражением говорить с пациентом, у которого нет органических расстройств. Предложение обратиться к психотерапевту будет воспринято с возмущением. К услугам пациента огромное количество методов исследования и убеждение докторов, что "нет здоровых, а есть недообследованные".

*
Установка ложного диагноза может оказать на пациента благотворное действие. Его жалобы нашли "естественное объяснение", а болезнь приобрела должную респектабельность.

*
И того хуже заблуждение, которое я встречаю в психотерапевтической среде. Некоторые мои коллеги всерьез считают, что любое заболевание (даже инфекционное!) имеет психологическую природу. По-моему я уже вспоминал о женщине-психоаналитике, которая. обнаружив у себя опухоль, начала проходить новый курс психоанализа, в надежде, что в результате психотерапии крупная фибромимома "рассосется". Мы всегда склонны к генерализации. Если кто-то в чем-то неправ, он должен быть неправ во всем.


Date: 2012-05-14 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Респектабельность, да... Почему-то болезни делятся на "престижные" и "непрестижные", причем все психические - из разряда крайне "непрестижных".

Date: 2012-05-14 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы совершенно правы.

(no subject)

From: [identity profile] kuperschmidt.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuperschmidt.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:18 am (UTC) - Expand

А бывала

From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com - Date: 2012-05-14 07:33 am (UTC) - Expand

Re: А бывала

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 02:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] kira-maratova.livejournal.com
А меняющие место жительство, бывает, выздоравливают. И тут психосоматика?

Date: 2012-05-14 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Очевидно, меняется не только место жительства, но и эмоциональное окружение. Впрочем, нельзя исключить и климатический фактор. А в принципе, была латинская поговорка - отправляющийся за море меняет небо, но не душу (со всеми ее грезами и проблемами - добавлю я).

(no subject)

From: [identity profile] kira-maratova.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kira-maratova.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-05-14 08:04 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-14 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это симпатичная поговорка. Впрочем, секс и любовь вещи разные, а список венерических болезней сифилисом не ограничивается... :)))

Date: 2012-05-14 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] l3lu.livejournal.com
Одна моя знакомая, не будучи ни психотерапевтом, ни нейрофизиологом, настаивает на том, что рак происходит оттого, "что ты лжешь". И до того упорствует в этом своем убеждении, что я уже ставлю под сомнение все, что сделано ею в науке (она доктор философии).

Date: 2012-05-14 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Философ - человек с неколебимыми убеждениями :))) Если только не принадлежит к школе скептиков.Или она доктор философии в западном смысле, где и физика - философия7

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-14 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-14 03:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-14 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-14 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-14 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-14 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 02:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
Такие люди очень любят ходить по врачам. Прям хлебом не корми, дай пройти какое-нибудь обследование. А там чего-нибудь уж да выявят: на крайний случай всегда есть глисты. Это дает людям приятную определенность и возможность заботливого телесного контакта. Так что выявлять настоящие причины симптома - совсем не в их интересах.

Date: 2012-05-14 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, получаешь и первичную и вторичную выгоду от болезни :)))

(no subject)

From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 02:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
если я ничего не попутал, то Кашпировский, кажись, говорил, что лечит любые болезни.
то есть, с помощью своих психометодов берется лечить любые физические недуги.

кстати, он проработал психиатром в психбольнице долгое время

Date: 2012-05-14 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] airennet.livejournal.com
*Некоторые мои коллеги всерьез считают, что любое заболевание (даже инфекционное!) имеет психологическую природу.*

А я часто за простудами вижу психологическую подоплеку. Как только мне не хочется идти на работу (атмосфера не та, усталость накопилась и т.д.), так моментально здравствуй, ларингит, ангина, ОРЗ и т.д. в зависимости от обстоятельств. Кстати, не симулирую, все по-честному. После очередных реформ на работе, я благополучно просидела на больничном десять дней, причем, врач сама не хотела выпускать, мол, не вылечилась.

А несколько лет назад вообще был цирк. Была очень тяжелая атмосфера в тогдашнем офисе. Я в сердцах очень-очень пожелала себе, что хочу отдыхать, ничего не делать, чтобы все обо мне заботились и чтобы не нужно было ходить на работу. Через три дня благополучно загремела в гипс с порванными связками. Полтора месяца высыпалась, отдыхала, все обо мне заботились )))))) Конечно, я не совсем такой отдых имела в виду, но вернулась посвежевшая и, как ни странно, похудевшая )))

Date: 2012-05-14 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А вот эта история не удивляет меня совсем :))) надеюсь перелом благополучно сросся.
Edited Date: 2012-05-14 02:29 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] airennet.livejournal.com - Date: 2012-05-14 02:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] kseniatr.livejournal.com
Добрый день! Спасибо Вам за то, что Вы пишете. если Вы не будете против, то я бы с Вашего разрешения делилась Вашими постами со своими друзьями в своём журнале и фейсбуке. То, о чём вы пишете, мне кажется очень важным, это, своего рода, ликбез. Разумеется, со всеми сопутствующими ссылками. Позволите?

Date: 2012-05-14 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
разумеется - на общих основаниях :)))

Date: 2012-05-14 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] werhamster.livejournal.com
Я чаще видела, как психическими причинами фантазёры объясняют органику. Близорукость или катаракта - "нежелание видеть окружаюшее", колит или язвенная болезнь - у тех, кто чего-то "не переваривает" и так далее: работай над собой, возвысься душевно, и катаракта рассосётся безоперационно, а функция щитовидки восстановится "без всякой ядовитой химии". Такой простенький магизм. Некоторые дорабатываются над собой до серьёзных неприятностей.

Date: 2012-05-14 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это - второй вариант. Но чаще все же встречается первый.

(no subject)

From: [identity profile] werhamster.livejournal.com - Date: 2012-05-14 02:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] yulia-koshynsky.livejournal.com
прошла через этот ад,
когда продуло в поезде лицо, а у меня с детства хроническое воспаление лицевого нерва. а у нас, в общине монастырской, как раз была девушка, у которой было воспаление тройничного нерва, как нам говорили, на какой-то психооснове. ей запрещали пить лекарства, она не спала по 4 суток, и потом, там было все очень круто закручено. Так вот, меня не лечили за компанию. и холецистит - тоже. это у меня все от нервов.как-будто от нервов не могут начаться реальные болезни, а не только симуляция. по крейней мере, холецистит и диабет вполне реальны. так же, как и гиппофункция щитовидки.
никак не успокоюсь. как вспомню, так и разъярюсь. и главное, что ты докажешь?

ты бессилен. сиди, и уссилием воли запрещай боли. такие были перегрузки, что мне после этого все ни по чем.

Date: 2012-05-14 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] selestin-a.livejournal.com
yulia_koshynsky ужас какой вы рассказываете... Это же такая боль,лицевой нерв...И ничем не лечить,чокнуться же можно.

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-14 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yulia-koshynsky.livejournal.com - Date: 2012-05-14 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] selestin-a.livejournal.com - Date: 2012-05-14 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-14 06:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] selestin-a.livejournal.com
Мне вот интересно,а аутоиммунные заболевания могут быть психосоматической причины?Т.е. агрессивность иммунитета против систем собственного организма не вызвана ли психическими проблемами?

Date: 2012-05-14 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не думаю.

А вот это

Date: 2012-05-14 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
-- "Мы всегда склонны к генерализации. Если кто-то в чем-то неправ, он должен быть неправ во всем" Б. Херсонский -- буду приводить как можно чаще всем коллегам.

Re: А вот это

Date: 2012-05-14 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо. мудрость невелика :)))

Re: А вот это

From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com - Date: 2012-05-14 04:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-14 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] roi-s.livejournal.com
инфекционное заболевание наверно тоже может быть связано с психологическими проблемами, которые ослабляют имунную систему и тем самым инфекции легче атаковать организм?

Date: 2012-05-14 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, не так уж прочно... Хотя как-нибудь расскажу историю. когда грипп уложил в постель одну мою коллегу и тем самым помог ей избежать крайне неприятной для нее ситуации...

Date: 2012-05-14 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Не люблю слова "все", "всегда", "никогда" и т.д
Поэтому мне близка такая трактовка: Большинство проблем и болезней с человеком случаются именно от максимализма и впадания в крайности.

Физический симптом не может не иметь психологической подоплёки (в разной степени: от минимальной до довольно серьёзной), но он не может быть единственно следствием психологического конфликта.
Человек - симбиоз духовного и физиологического. Болезни человека отражают ту же двойственность, ту же сущность человека.
И наилучшие результаты даёт микс: традиционная медицина (обследование, диагноз, медикаменты) + максимальное устранение психологических проблем и конфликтов (как текущих так и застарелых). Но и с этим не надо впадать в крайности. Иногда достаточно выпить одну таблетку и всё пройдёт. Или перестать злиться и копить негатив и просто развеяться, отвлечься.

Date: 2012-05-14 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот еще один случай, когда я не только не возражаю, но и обеими руками "за". Сам я врач по специальности и не отказываюсь ни от обследований, ни от медикаментов, если в том есть необходимость.

Date: 2012-05-14 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
про внутреннее раздражение интересно стало...
расскажите, пожалуйста, если не трудно, конечно - а бывало что через такое раздражение приходилось лечить пациента? можно ли как-то убрать личную неприязнь? или лучше отказаться от пациента?

Date: 2012-05-14 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это вопрос на несколько постов. Но один пост - обещаю!

(no subject)

From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com - Date: 2012-05-15 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com - Date: 2012-09-26 06:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com - Date: 2012-09-26 08:30 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-14 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А это еще зачем?

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 01:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios