borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
дискуссию о русской и украинской литературе в девятом номере журнала "ЗНАМЯ".
Впечатления таковы. Российские авторы высказываются о современной украинской литературе значительно доброжелательнее (украинское исскуство и литература переживают бурный расцвет, и то и другое в большой моде), чем украинские поэты и прозаики о современной русской литературе, тут общая тональность такова - интересны те, кого перевожу, русская литература отходит на второй и даже третий план, взаимосвязи литератур в прошлом скорее навязывались по партийным спискам, чем существовали в реальности.

Совсем печальна ситуация с пишущими на русском языке на территории Украины. Украинские участники дискуссии о таких авторах просто не упоминают. Русская секция в отношении своих коллег также крайне немногословна. Один автор считает, что русские писатели и поэты Украины образуют особую ветвь украинской литературы, отдаляясь от русской, второй - вообще считает литературу на русском языке на территории Украины географической ветвью литературы российской.

Обсуждали с другом из США некоторые подробности киевских фестивалей - и стало совсем грустно.

Date: 2008-09-18 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] gardenerm.livejournal.com
ну когда устроитель самого крупного украиноязычного поэтического фестиваля бухой в дымину бугагирует без остановки на вечере Цветкова и Кенжеева - я соглашаюсь с тезисом, что взаимосвязи литератур нет
и слава аллаху, я щетаю

Date: 2008-09-18 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пропустил этот исторический момент. Неужели Жадан?

Date: 2008-09-18 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] gardenerm.livejournal.com
нет
есть такой Доний, ныне депутат ВР

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 04:32 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-18 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] husainov.livejournal.com
Башкирские писатели очень дружили с украинскими во время войны, когда весь союз писателей был в уфе в эввкуации. Но потом война кончилась и дружба - тоже. Грустно.

Date: 2008-09-18 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gru.livejournal.com
Вы считаете, я не прав, говоря, что поневоле образуется "русская, но украинская литература"?

Date: 2008-09-18 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dibrov-s.livejournal.com
American English
Ukrainian Russian

и это только лексико-орфографически...

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2008-09-18 08:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dibrov-s.livejournal.com - Date: 2008-09-18 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-18 10:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dibrov-s.livejournal.com - Date: 2008-09-18 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 04:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2008-09-19 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dibrov-s.livejournal.com - Date: 2008-09-19 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2008-09-19 08:07 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-18 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
есали этот процесс и идет, то он в зачаточном состоянии и связан не с географией, а с пристрастиями автора. Например и у Маши Галиной и у Аркадия Штыпеля украинские корни, более "сомнительные" у Маши - она-то в России родилась,а в Одессе жила в пору ее тот ального русскоязычия. а вот в их творчестве украинская нота звучит достаточног ярко трудно сказать у кого ярче. Оба живут, известное дело, в Москве. И у меня в стихах случаются украинизмы (охотно употребляю слово "лелека" и пр. Но, думаю, этого недостаточно.

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2008-09-19 06:49 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-18 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да чего уж, ничего веселого.

Date: 2008-09-18 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] m-i-su.livejournal.com
Всё зависит от того, кто чье сало ест.

Date: 2008-09-18 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Опять антон вы попираете святое!

Date: 2008-09-18 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-argen.livejournal.com
Так всегда было и будет. Большие нации, богатые в культурном отношении, мягче относятся к иноязычным и иностранным культурным традициям. Они просто спокойнее себя чувствуют, имея за плечами многовековой багаж. Если взять ту же Литву, где я живу, то литовские авторы, актеры, режиссеры, и в том числе русскоязычные, вполне прекрасно пользуются благосклонностью публики в России, несмотря на все дипломатические стычки и т.д. А вот в самой Литве, дела обстоят примерно так, как вы описали обстоят дела на Украине.
Маленькая страна, маленький бюджет, скрытый национализм никуда не делся, всегда есть желание отдать деньги, место, журнальную страничку, сценическую площадку - "своему".

Date: 2008-09-19 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] ex-agata-1.livejournal.com
ах, да, так мягко, что умудряются не замечать те традиции совсем:)

Оксана Забужко, прозаик
"Недавно на киевском GOGOLфесте пришлось поучаствовать в литературном “круглом столе” с московскими гоголеведами, — гости премного удивились “свеженькой”, драгомановских времен новости, что Гоголь был последним из 200-летней малороссийской литературной традиции, начатой еще Дмитром Тупталом, aka* Дмитрием Ростовским (они всерьез считали, что Николай Васильевич — сирота казанская, то бишь нежинская, “провинциал” без литературного роду-племени!)"

Date: 2008-09-19 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы поворачиваете диалог в "историческую перспективу" и он немедленно уходит в ином направлении. Здесь же и теперь Оксана потешается над невежеством московских гоголеведов, не чувствующих и не знающих об украинских корнях Гоголя, но тут можно идти дальше - роль украинцев в реформе русской грамматики в семнадцатом веке, роль украинцев в становлении уничерситетской и богословской ученности на территории России, в становлении русской классической музыки,в частности, хорового многоголосия - это начиная с Дилецкого. Многие в России и этомц удивляются, ибо путают идеи культуры с идеями государственности.

Я же не об этом, думается...

(no subject)

From: [identity profile] ex-agata-1.livejournal.com - Date: 2008-09-20 04:19 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-18 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] dinoza-yats.livejournal.com
Наверное, я очень примитивен, потому что делю литературу на хорошую и плохую, то есть если точнее интересную и неинтересную, задевающую ум и сердце - и нет.

Date: 2008-09-18 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gru.livejournal.com
Я думаю, разговор "о том" может получиться, если собеседники прочтут то, что прочёл Борис перед написанием этого своего поста. Иначе каждый говорит о своём, к посту отношения не нимеющем. Можно, конечно, и так поговорить. Почему не поговорить о литературе, о высоком, так сказать.

Date: 2008-09-18 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо за это замечание, а то и впрямь - спор идет не о том, что имелось в виду. Меня смутила асимметрия отношений в данной публикации, ее репрезентативность м.б. под вопросом, но впечатление довольно яркое.

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2008-09-19 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 07:20 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-18 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вашщими бы устами да мед пить...

Date: 2008-09-18 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
А в чем ты не согласен с "географической ветвью"?

Date: 2008-09-18 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Если это так, то тогда русская литература на территории Украины проходит по московскому ведомству. Киев может собирать плоды с ветки, свесившейся над его огородом, но поливать и окучивать дерево, растущее в соседском садике за высоким забором не обязан конечно, это пусть делсает "рука Москвы", о том собственно и просит Евса :). Это скорее из жанра политкорректности, что ли.
А фактически - происходит то, что бывает когда море и уходит, а остается лиман, отделенный от него пусть узкой береговой полоской, но отделенный все же. Вода в нем не "портится", хоть и застаивается,конечно, и грязи не всегда лечебной хватает. Общий уровень русской литературы на территории Украины, вероятно, будет снижаться. В Грузии это произошло уже и носит просто катастрофический характер.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] masaccio.livejournal.com - Date: 2008-09-19 01:58 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] aarkhangel.livejournal.com - Date: 2008-09-19 07:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2008-09-19 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aarkhangel.livejournal.com - Date: 2008-09-19 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gru.livejournal.com - Date: 2008-09-19 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] masaccio.livejournal.com - Date: 2008-09-19 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 04:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-agata-1.livejournal.com - Date: 2008-09-19 03:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 04:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strongowski.livejournal.com - Date: 2008-09-19 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-agata-1.livejournal.com - Date: 2008-09-20 04:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-20 04:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-19 09:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strongowski.livejournal.com - Date: 2008-09-22 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gardenerm.livejournal.com - Date: 2008-09-19 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strongowski.livejournal.com - Date: 2008-09-22 05:49 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-19 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] ex-agata-1.livejournal.com
Российские авторы высказываются о современной украинской литературе значительно доброжелательнее
-------------------------------------

да, конечно. вначале они говорят вот так:

"В результате украинская поэзия снова осталась без сколь бы то ни было значительных поэтов: на мове, увы, не было создано ничего сравнимого со стихами Мандельштама, Ходасевича, Кузмина или Маяковского (беру русский ряд для удобства, хотя можно было бы взять и польский)."

А после начинают добавлять что-то типа, конечно, после такого пустыря в 200 лет, сейчас что-то там начинает кипеть бурлить, и мы надеемся, что может быть даже сварится со временем.
Но до этого, как и положено, ложка дегт, конечно, была вброшена, и украинцам было указано в обязательном порядке, что они остолопы, ставят памятники Шевченко где-надо и где не надо, а он того на самом деле не заслуживает.

Вы, действительно, считает такие высказывания доброжелательными? Покажите мне хоть одного участника с украинской стороны, который бы указал русским кого им из русских поэтов любить, и кому и где ставить памятники.

Date: 2008-09-19 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, понятно, в результате чего - террор, котьорый опустошил и литературу на идиш, и на грузинском и на армянском языках...
у некоторых украинских участников иная интонации - вы нам в принципе малоинтересны, так и укказывать ввам - зачем?

(no subject)

From: [identity profile] ex-agata-1.livejournal.com - Date: 2008-09-20 04:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2008-09-20 04:53 am (UTC) - Expand

Date: 2008-09-19 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] m-n-rybalka.livejournal.com
Разделяю ваше впечатление, в Украине действительно принято нынче снисходительно говорить о современной русской литературе. Пусть отчасти нынешний литературный процесс такое отношение и заслуживает, но дело совсем в другом. Это болезнь государственного становления, все намешано в неподъемную кучу: история, морализаторство, поспешная европейскость... Что до связей литератур, то здесь дело получше. Русского читают много, в том числе сами украинские авторы. Кстати, еще не встречал украинского современного литератора, который не подражал бы Вен. Ерофееву:) Но общее впечатление грустное, вы правы.

Date: 2008-09-19 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
поспешная европейскость - здорово сказано. Так все и есть.
From: [identity profile] igor-sid.livejournal.com
*

Борис, согласен со всеми Вашими мыслями здесь,
кроме этой ("Общий уровень русской литературы
на территории Украины, вероятно, будет снижаться").

Рус. лит-ра в Украине скорее всего тоже
со временем испытает взлёт - хотя бы за счёт
переедущих сюда со временем российских авторов:)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 12:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios